ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Смирнова Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игр

Полный текст

Смирнова Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБОУ «Школа № 2070», образовательная площадка «Улыбка», г. Москва, Россия, en-smirnova-77@yandex.ru

Материал, представленный в статье, посвящен проблеме воспитания у детей дошкольного возраста нравственности и патриотизма. Автор предлагает использовать игры-драматизации и инсценировку сказок как средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В работе описан опыт работы с использованием народных игр и сказок, приведены примеры.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, дошкольники, игровая деятельность, народные игры, культура, игры-драматизации, инсценировка сказок.

 

Воспитание любви к своей стране, культуре, городу и языку – задача первой важности. Как воспитать эту любовь? Она берет начало с малого – с любви к своей семье и дому. Постепенно расширяясь, такая любовь к родному переходит в любовь к государству, к его истории, к его настоящему и прошлому. Неоднократно подчеркивалась универсальность игры как средства воспитания и обучения. Игра – один из видов деятельности, который должен использоваться взрослыми для нравственно-патриотического воспитания дошкольника. Недаром говорится, что: «Если вы хотите узнать душу народа, посмотрите внимательно, как и во что играют наши дети».

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания. В них отражается уклад жизни, быт, обычаи, национальные устои, идеи честности и смелости. У детей развивается интерес к русской народной культуре и традициям. Объясняя им правила игры, мы рассказываем, что русские народные игры передаются из поколения в поколение и имеют многовековую историю. Эти игры впитали в себя лучшие национальные традиции.

Народные игры полны юмора, шуток и веселья, что привлекает внимание ребенка дошкольного возраста. Выразительность и доступность народных игр стимулирует мыслительную деятельность ребенка и расширяет его представления об окружающем мире. В народных играх есть всё: фольклорные тексты, музыка, динамичное действие и азарт. При этом они имеют строго определенные правила, и каждый игрок учится сотрудничать и работать вместе, соблюдать все принятые условия игры. Кроме того, народные игры можно использовать в любое время: на занятиях, в повседневной жизни детей, на прогулках, во время праздников.

Дети любят играть в народные игры. Например, одна из таких народных игр – «Карусель», когда дети, держа в правой (а затем и в левой) руке одинаковые народные ленточки, ходят по кругу со словами: «Еле, еле, еле, еле – завертелись карусели. А потом кругом – кругом – все бегом, бегом, бегом». Сначала дети двигаются медленно, потом всё быстрее и быстрее. По команде – поворачиваются, меняют руки и бегут в другую сторону, говоря: «Тише, тише, не спешите – карусель остановите. Раз и два, раз и два – вот и кончилась игра». Если она проводится в музыкальном зале, ее можно также сопровождать музыкой на русскую народную мелодию. Также детям нравятся такие народные игры, как «Гори, гори, ясно», которую мы часто используем на музыкальных праздниках, «Платочек», «Колечко, колечко, выйди на крылечко», «У Маланьи, у старушки», «Ручеек», «Жмурки», ну и, конечно, же «Каравай».

На занятиях можно рассматривать кукол в национальной одежде. Знакомство с национальным костюмом пробуждает интерес к культуре. Рассматривая с детьми куклы, мы обратили внимание на многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт сарафана, яркость цветов. Отмечалось разнообразие головных уборов: кокошник, ленты, ажурные венцы. Мы рассматривали матрешку и обратили внимание детей на красочный сарафан, платок и фартук, на то, что матрешек делают мастера, а расписывает художник. Затем провели дидактическую игру «Укрась сарафан матрёшки». Целью игры является закрепление знания о русских народных узорах. По готовым картинкам матрешек дети составляют узор на сарафане из мелких вырезанных элементов. Также используется игра «Назови (или узнай), какая роспись». Целью игры является закрепление знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах. Детям показывают элемент картинки (или фрагмент картинки), а дети называют, к какой росписи она относится.

В детском саду создан небольшой музей «Быт как источник русской культуры», где демонстрируются традиционные костюмы и предметы быта, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду и украшения. Воспитатель знакомит с понятиями старинных, не употребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (прялка, лампа керосиновая, чугунок, лучина и т.д.).

Инсценировка сказки играет важную роль в этнокультурном воспитании детей. Представления о морали, нормах и правилах поведения содержатся в ярких образах героев и способствуют формированию нравственных представлений. Сказка дает ребенку первоначальное ощущение героического – ощущение вызова, опасности, призвания, усилия и победы. Попадая в сказку, ребенок вживается в роль одного из героев, перенимает культуру своего народа и невольно усваивает то отношение к миру, которое даст ему силу и стойкость в дальнейшей жизни. Театральная деятельность позволяет раскрыть личность ребенка. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, страхи и эмоции. В театральных играх дети также знакомятся с обычаями русского народа, например, на основе фольклора. К примеру, муку хранили в амбарах (из сказки «Колобок»), дети учат крылатые выражения («жили-поживали», «у страха глаза велики», «задал стрекача»).

В игре-драматизации дошкольники получают возможность примерить народные костюмы и действовать в них, как бы проживая в них определенное время (почувствовать теплоту платка, оценить преимущество русского костюма – яркость, нарядность, покрасоваться в кокошнике или богатырской кольчуге). В театрализованной деятельности, играх-драматизациях любимые персонажи становятся образцами для подражания. Ребенок выражает свое отношение к добру и злу. Более того, театрализованная игра – это возможность для ребенка стать героем, пусть даже на короткое время. Любой вид игры привлекает детей и может заложить основу для нравственного и патриотического воспитания.

Народные игры являются важной частью нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В них отражается образ жизни людей, их труд, национальные устои, идеи о чести, мужестве, сноровке, выносливости, мудрости, смелости и находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Специфика народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей гармонии с окружающим миром. У детей развивается устойчивое, заинтересованное и уважительное отношение к культуре своей страны, закладывается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Виноградова A.M. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции. – М.: Учитель, 2007.
  4. Жукова Р.А. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6–7 лет. – М.: Корифей, 2006.
  5. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).