ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

С.В. Некрасова. Роль конструирования в развитии речи дошкольников с ОНР

Полный текст

Некрасова Светлана Владимировна – МБДОУ «Детский сад № 27», ЗАТО Северск, Томская область

Статья раскрывает понятие детского конструирования, значение и роль в развитии детей с общим недоразвитием речи с помощью конструктивной деятельности, особенности и подходы, необходимые для развития речи ребенка через конструирование. В статье представлен опыт работы в группе компенсирующей направленности.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в дет­ской руке, тем умнее ребенок.

В.А. Сухомлинский.

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Опыт работы в группе компенсирующей направленности показал, что одним из эффективных путей развития речи детей является конструктивная деятельность.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я обратила внимание, что занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, так как способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, неэффективным развитием познавательной сферы, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, развивает логическое мышление и способствует формированию пространственного воображения.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста; дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину. Конструктивная деятельность совершенствует восприятие пространственных отношений и развивает сенсомоторику, а это и есть предпосылки к формированию правильных речевых навыков.

Мною была разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Школа Фиксиков» научно-технической направленности. Программа «Школа Фиксиков» раскрывает для детей старшего дошкольного возраста мир техники и адаптирована для детей с общим недоразвитием речи. Программа объединяет непосредственную образовательную деятельность с конструированием и направлена на развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста, интегрирует знания разных образовательных областей с формированием навыка исследовательской деятельности через техническое творчество.

Цель Программы: коррекция речевых и неречевых нарушений развития дошкольников c общим недоразвитием речи средствами современных образовательных конструкторов, развитие интереса к техническим видам творчества.

Средствами реализации программы являются современные образовательные конструкторы. Современные образовательные конструкторы – это многофункциональное оборудование, которое я использовала в интеграции образовательных областей стандарта дошкольного образования. Конструкторы открыли возможности для формирования у детей технических навыков и расширения круга познавательных интересов, помогли в преодолении речевых расстройств.

Реализацию программы я осуществляла по плану. План разбит на модули.

1-й модуль. Знакомство со «Школой Фиксиков»

Модуль помог детям раскрыть первоначальное понимание, того, что такое конструирование и кто такой человек с профессией конструктор, строитель. Дети в игровой форме познакомились с персонажами Фиксики, попробовали себя в роли строителя, конструировали по замыслу, по условию.

2-й модуль. Конструктор ЛЕГО

Дети познакомились с конструктором ЛЕГО, его компонентами, названиями деталей. Узнали историю его возникновения. Закрепили знания о конструктивных свойствах конструктора и навыки правильного соединения деталей. Дети узнали, кто такие роботы и где встречаются роботы в повседневной жизни. Научились конструировать по схеме различные модели роботов.

Модуль помогает детям развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части, называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены; моделировать в соответствии с образцом.

3-й модуль. Удивительный мир природы

Благодаря увлекательному опыту «Природная энергия» дети научились вырабатывать электрический ток из фруктов и узнали, как работает батарейка. Модуль заинтересовал различными способами получения энергии, обратил внимание детей на очень взрослые темы экологии, загрязнения окружающей среды вследствие работы традиционных электростанций.

Дети в увлекательной форме научились читать язык научных чертежей и создавать самые настоящие рабочие проекты, повторяя сборку элементов цепи согласно инструкции.

4-й модуль. Транспорт

Дети познакомились с различного вида конструкторами. Освоили новые виды соединения деталей: болтовое соединение, суставное соединение. Закрепили знания о транспорте, навыки конструирования по схеме и по замыслу.

5-й модуль. Мир электроники

Модуль позволил детям наблюдать законы физики в действии. Занятия с конструктором «Лабиринтика» помогли в формировании у детей логического мышления, развития памяти, координации движений, а также дети закрепили навыки конструирования и узнали о силах гравитации и инерции.

6-й модуль. Архитектурное моделирование

Модуль дал возможность детям почувствовать себя настоящими строителями! В процессе создания построек у детей развивалось пространственное мышление, умение обращаться с инструкцией, вырабатывалось терпение и усидчивость и, конечно, происходила тренировка мелкой моторики детских пальчиков. Дети освоили кирпичную кладку со сдвигом на полкирпича, познакомились с выдающимися архитекторами, их стилем и знаковыми строениями.

Модуль позволяет развивать визуальную память, интуицию и пробуждает интерес к архитектуре.

7-й модуль. Забавные шестерёнки

В этом модуле дети узнали всё о шестерёнке; узнали, что такое зубчатая передача.

Конструктор «Забавные шестерёнки» помогает в формировании мелкой моторики; познании причинно-следственных связей; совершенствовании логики, пространственного мышления; тренировки памяти и внимания; развитии координации движений, мышления и воображения.

8-й модуль. Динамический трек

В этом модуле дети познакомились с электронным конструктором «Трек динамический «Марблс». Узнали о действии сил тяжести, инерции, трения и качения.

Модуль помогает развивать творческую инициативу и самостоятельность, умение работать в коллективе и совершенствовать речевые навыки. Дети учатся создавать движущиеся конструкции, находить разные технические решения.

9-й модуль. Творческие проекты

Модуль позволяет выявить знания и умения детей, приобретённые в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности по программе; навыки конструктивной деятельности; уровень коммуникативного развития; раскрыть свои творческие способности, реализовать творческие замыслы.

При реализации программы были решены следующие задачи по образовательным областям:

Речевое развитие.

Расширение и активизация словарного запаса, построение правильного речевого высказывания, формирование умения вести диалог. Общение с использованием специальных терминов. Проведение демонстрации модели. Устное описание последовательности сборки.

Социально-коммуникативное развитие.

Развитие положительных личностных качеств, черт характера. Создание дружеских взаимоотношений в процессе совместной деятельности, приобретение навыков решения конфликтов и споров мирным путем. Применение правил безопасности при работе с конструктором. Конструирование в команде, в парах. Придумывание совместных тем и сюжетов для конструирования, их совместное обыгрывание.

Художественно-эстетическое развитие.

Развитие умения воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в окружающем мире; замечать хорошее и плохое; творчески самостоятельно действовать. Использование музыкальных композиций, стихотворений русских и зарубежных авторов. Презентация собранных моделей. Раскрашивание тематических раскрасок. Заучивание стихов, поговорок, пословиц.

Познавательное развитие.

Формирование умения в процессе продуктивной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и отражать их в образной форме. Развитие умения узнавать и сравнивать, обобщать предметы по форме, используя в качестве эталонов геометрические фигуры; умения классифицировать предметы по различным качествам: форме, цвету, величине; определять место расположения предмета и объекта в пространстве; упорядочивать предметы по величине. Развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве на основе пространственных направлений: вверху – внизу, слева – справа.

Объединение игры с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставление ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Физическое развитие.

Развитие мелкой моторики через конструирование из мелких деталей, подсоединение аккумуляторов, электронных модулей, транзисторов, проводов с клеммами и т.д. Подвижные игры, игры-соревнования, пальчиковые игры, физкультурные минутки.

Оценку результативности образовательной деятельности по программе я осуществляла в форме педагогического (входного, текущего, итогового) контроля. Для этого использовала: наблюдение, тестирование, практическое задание. Имеющиеся методики позволили выявить уровень усвоения каждым воспитанником учебного материала, отследить сформированность и развитие речевых умений и навыков. Результаты хорошие. На конец учебного года дети способны связно высказываться, преодолевая лексико-грамматические нарушения; овладели навыками конструирования; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; у детей развита крупная и мелкая моторика.

Ценность программы «Школа Фиксиков» в том, что она дает ребенку возможность активно развивать мелкую моторику, координацию движений, в практической деятельности осваивать пространственные отношения, тем самым развивая речевые навыки, творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.

Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, я помогаю воспитанникам понять окружающий мир и свое место в этом мире. В результате целенаправленной системы обучения детей с различными нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики их речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса. Я уверена, что мои дошкольники, владеющие конструктивными навыками, в школе не будут испытывать проблем с письмом, так как у них достаточно сформирована зрительно-моторная координация и ориентировка в пространстве.

Литература

1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
2. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников / Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. ред Н.М. Чалов. – М., 2001. – С. 68–71.
3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО – М.: Владос, 2003.
4. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.