ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Т.А. Данилина. Позитивная социализация ребенка-дошкольника в условиях игровой трансформации

Полный текст

Данилина Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заместитель заведующего ЧУ ДО «Детский сад «Замок Детства», г. Москва

В статье обозначены ключевые позиции к изменениям и формированию стратегии образовательной организации в условиях инновационной деятельности и раскрыты имеющиеся сегодня ресурсы – как предпосылки вхождения и реализации инновационных базовых компонентов Программы – такие формы работы, как «Я выбираю свой путь», «Говорящие стены», «Чудо-дерево», «Говорящее дерево», библиотека открытого доступа, голос ребенка, презентация себя, утренние и вечерние круги, а также образовательно-игровые события. В статье предложены пути взаимодействия всех заинтересованных субъектов в инновационной деятельности по внедрению в практику работы и распространения полученного опыта по реализации нововведений в общеобразовательной Программе дошкольного образования: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы.

В одиночку можно сделать так мало; вместе можно сделать так много (Хэлен Келлер)

Повышение внимания общества к проблеме социально-ориентированного развития связано с изменением социально-политических и экономических условий в России.

Наше государство уделяет этому вопросу серьезное внимание в ведущих документах. Программа «Развития образования на 2018–2025 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. №1642, направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. В проекте программы «Современная школа» в направлении «Развитие дошкольного и общего образования» выдвинуты такие серьезные требования, как вхождение России к 2024 г. в 10 ведущих стран мира по качеству образования, соответствующего основным требованиям инновационного, социально-ориентированного развития с вовлечением всех участников системы образования: обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей), общественных объединений. К 2024 г. в области дошкольного образования необходимо обеспечить доступные качественные условия для воспитания гармонично развитой и социальной личности.

Сейчас мы живем в новом мире, где имеет место огромный разрыв и разрушены связи между поколениями, потеряно живое общение внутри семьи и в обществе.

Понимая важность государственной политики, а именно Программы «Развития образования на 2018–2025 гг.» в Законе «Об Образовании в РФ» в ст. 2 в разделе «Направленность деятельности» определена цель на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе.

Особенности социализации детей дошкольного возраста необычайно значимы, так как ребенок включен в систему общественных отношений, материальные ценности доминируют над духовными. Родители заинтересованы в первую очередь в интеллектуальном развитии детей.

Изучение проблемы социального развития у дошкольников диктуется сложившейся практикой, реализацией инновационных вариативных комплексных программ дошкольного образования, технологий, авторских разработок педагогов дошкольных организаций, имеющих социально-личностную направленность.

Задача социализации детей обозначена в ФГОС ДО. Протекание процессов социализации детей раскрывается через способность к разрешению конфликтов, самосознание, самооценку и усвоение социальной информации.

Социализация детей – процесс, направленный на вхождение ребенка в социокультурную среду современного общества.

Именно дошкольный возраст – время активной социализации ребенка. Задача дошкольной организации – включить ребенка во взаимодействие с миром. И здесь важно изменение педагогической позиции по отношению к ребенку – субъекту воспитания, партнеру по совместной деятельности.

В инновационных общеобразовательных программах дошкольного образования в приоритете стоит освоение дошкольниками социального опыта, социальных ролей и включение их в социальную систему отношений в дошкольном сообществе и обществе в целом. В социальных отношениях развивается коммуникативная компетентность ребенка-дошкольника, которая предполагает развитие способностей устанавливать, поддерживать необходимые эффективные контакты сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умение слушать и слышать других людей, выражать свою точку зрения. Формируется чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, выбор друзей, игрушек, видов деятельности, в том числе игровой.

Именно в игре дети самоопределяются относительно содержания социальных ролей, социальных отношений, выражают суть сюжетной линии игры, формируется творческая активность ребенка, происходит обогащение его внутреннего мира. При грамотном педагогически целесообразном построении игрового пространства, а также готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми формируются социальные навыки. В игре ребенок мысленно становится участником игровых событий, при возникновении идей происходят изменения собственной игры, дается оценка, обосновывается свой вариант поведения в ней. Ребенок в игре осознает себя членом детского общества, усваивает правила, установленные не только самим, но и сверстниками, соотносит их с правилами и нормами, принятыми в обществе. У него формируется позитивное отношение к участникам игры и игровому пространству, предоставляющему ему такие широкие возможности.

Позитивная социализация – это умение взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Ведущие ученые-психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер уделяли большое внимание изучению структуры игры. В их трудах прослеживается позиция, что дошкольника интересует и привлекает сфера социальной жизни, которая становится основным содержанием детских игр и интересов. Игровая трансформация дошкольника – это уникальный инструмент понимания жизни.

Игра – особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Она является школой социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребенка.

Предпосылками вхождения в инновационную деятельность стала реализация нового поколения основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», наличие «живого образовательного пространства», проектных мастерских, лабораторий, кабинетов, рекреаций, холлов, атриумов, альковов, которые по запросу и интересам ребенка и включенности родителей всегда доступны для всех субъектов образования Замка Детства. Такое пространство дает большой потенциал для организации образовательно-игровых событий и свободной игры.

Работа в режиме инновационной площадки предоставляет нам возможности поиска точек роста на входе, увидеть проблемные поля с разных ракурсов, альтернативные решения, выявить круг единомышленников, понимая, что это путь непростой. Архитектура изменений нашего коллектива выражена в эффективной коммуникации, динамическом мышлении, внимании к деталям с пониманием и разумным осознанием – «Для чего мы это делаем?» и «Какой продукт мы хотим получить?». Вся деятельность процесса изменений направлена на глубокий анализ, как внутренний, так и внешний. Мы осознали, что нам предстоит путь освоения компетентностей жестких навыков: подкованности, выстраивания коммуникации, с тем, чтобы соответствовать точкам роста, прийти к положительной динамике изменений, выстроенных в ходе мониторинга по теме: «Позитивная социализация ребенка-дошкольника в условиях игровой трансформации».

 

Свою стратегию инновационной деятельности мы выстраиваем созвучно с высказыванием Уэйна Гретцки: «Бежать нужно не туда, где шайба сейчас, а где она будет через 10 секунд». В нашем понимании это звучит так: «Воспитывать ребенка необходимо не по запросу сегодняшнего общества, а готовить его для завтрашнего дня».

Мы понимали, что прежде чем приступать к изменениям, нам необходима команда. Педагогов мы оценивали с позиции готовности их к изменениям, наличия харизмы, лидерских амбиций, умения легко выстраивать коммуникации. Наша команда определила стратегические цели, направленные на:

– оценку потенциальных возможностей осуществления инновационной деятельности;

– получение количественных показателей уровня инновационного развития по направлениям деятельности инновационной площадки педагогов и воспитанников;

– формирование стратегии образовательной организации на основе комплексной оценки деятельности инновационной площадки;

– выявление точек роста в позитивной социализации дошкольников в условиях игровой трансформации;

– определение направлений дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса, корректировка содержания форм.

Опираясь на результаты мониторинга, мы выявили, что необходимо делать, какую стратегию выбрать в качестве основной, как реализовать инновационный проект.

 

Проблематика: оценка эффективности деятельности ЧУ ДО «Детский сад «За­мок Детства», инновационной площадки ЮНЕСКО – это ключевые механизмы, а также изучение передового педагогического опыта дошкольного образования в нашей стране и за рубежом. Сетевое взаимодействие с педагогами Эстонии позволило нам привнести в пространство «Замка» технологию «Говорящие стены», которую мы используем на протяжении четырех лет, и она же является одной из инноваций программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

В практике работы с детьми реализована «Субъектная позиция» в следующих формах: «Я выбираю свой путь», «Говорящее дерево», «Библиотека открытого доступа», «Чудо-дерево», «Презентация от ребенка», «Утренний и вечерний круг», что созвучно с компонентами инновационной программы.

Сегодня нами внедрены образовательно-игровые события: музей искусства «Йохо-куб», «Заботливая тетрадь», виртуальная выставка «Стоп-кадр», «Тревел-блог журналистики», виртуальный проект «Сидим дома» (видео-мастер-классы), «Сезон героя».

Работа с родителями имеет живые нити партнерства. Каждый может добровольно включиться в процесс и выбрать подходящий вид деятельности с помощью «Информационных стендов», предложить идеи через «Банк идей», выбрать день общения и форму, изменив свою позицию родительства. «Замок Детства» – это неформальная обстановка во взаимоотношениях родителей, детей и педагогов. Созданы конструктивные модели детско-родительских отношений – клубы по интересам родителей и детей.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.