ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Ткачёва С.Г., Кузнецова Е.С. Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей

Полный текст

Ткачёва Светлана Геннадьевна, студентка, Московский гуманитарно-экономический университет (МГЭУ), учитель начальных классов, МОУ СОШ №10, г.о. Подольск, Московская область, stka4yowa@yandex.ru

Кузнецова Елена Сергеевнакандидат психологических наук, педагог высшей квалификационной категории МБУ ДО дворец творчества детей и молодежи «истоки» (Сергиев Посад, Россия), ORCHID: 0000-0002-7445-6524, ESKaip@yandex.ru

 

Каждый второй школьник в России (57%) сталкивался с агрессией сверстников в школе. Треть опрошенных (32%) пожаловались на психологическое насилие – угрозы, насмешки и троллинг, а 27% – на толчки и побои. Основными поводами для травли становятся одежда и прическа (35%), физические данные (30%) и национальность (23%). Таковы результаты исследования, проведенного компанией «Михайлов и партнеры. Аналитика»[11]. В связи с этим проблема психокоррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей связана с тем, что на сегодняшний день отмечается рост числа детей с агрессивным поведением. Этот вопрос занимает одну из важных позиций, поскольку агрессивное поведение школьников негативно отражается на процессе воспитания, а также мешает формировать социальное взаимодействие между детьми. Проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей влечет за собой проявление довольно тяжких последствий, как для самого агрессора, так и для жертвы.

В статье используются работы различных ученых, в которых рассматривается агрессивное поведение детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и его психокоррекция. Жизнь родителей, педагогов и одноклассников с агрессивными детьми рассматривается К. Бюттер. Воспитание ребенка в неполной семье может происходить с проявлением детской агрессии (А.А. Ласкин). Психические состояния агрессии и агрессивность рассматриваются Н.Д. Левитовым, А.А. Налчаджян, Ф.Ф. Расуловой. Многие отечественные и зарубежные ученые считают, что агрессивное поведение необходимо корректировать (З.Т. Нишонова, Н.А. Аскарова, Ф.Ф. Расулова, А.А. Осипова, Л.С. Петрунькина, О.П. Рожков).

Цель статьи – изучение психокоррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:

  • рассмотреть психологическое развитие младших школьников из неблагополучных семей;
  • выявить причины и особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей;
  • охарактеризовать методы и приемы психокоррекции агрессивного поведения младших школьников.

Младшими школьниками являются дети в возрасте от 6–7 до 9–11 лет. «Данный период играет важную роль в личностном развитии ребенка»[8, с. 44]. Он характеризуется формированием новых психологических механизмов деятельности и поведения. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы будущей личности, так как происходит формирование устойчивой структуры мотивов. В этот же период появляются новые социальные потребности, такие как потребность в уважении и признании со стороны взрослых и сверстников, интерес к коллективной форме деятельности.

Агрессивное поведение – слова либо физические действия, направленные на то, чтобы разрушить что-либо: отношения, здоровье, предметы, настроение, спокойствие, мир. Современные педагоги подчеркивают, что количество детей из неблагополучных семей с агрессивным поведением увеличивается с каждым годом. Работа с ними очень сложна и требует особых профессиональных навыков, которыми должен владеть педагог. Важно определить причину этой проблемы при организации работы с такими детьми.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление, и она имеет место тогда, когда результатом действий становятся какие-либо негативные последствия. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте имеет такие проявления, как: угроза другим людям (вербальная, мимическая); могут специально причинить боль людям, начать драку.

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей рассматривают через призму основных форм и причин, которые как раз и отражают особенность детской агрессии. Проявление агрессивного поведения также рассматривается с позиции механизмов психологической защиты. Ребенок проявляет агрессию, исходя из желания защитить себя, либо подражает своим родителям, которые демонстрируют агрессивное поведение в рамках семьи.

По мере взросления ребенка можно отметить постепенное нарастание различных форм проявления агрессивного поведения: физической, вербальной агрессии, негативизма. Постепенно с возрастом проявление агрессивного поведения у детей приобретает более экспрессивную окраску. Дети младшего школьного возраста проявляют вербальную агрессию, при этом она направлена на более слабый субъект по отношению к ребенку. Вербальная агрессия может проявляться в виде ругательств, брани, оскорблений и т.д. [4, с. 180]. Агрессивное поведение детей из неблагополучных семей выражается в желании казаться взрослыми, независимыми.

Основными причинами проявления агрессивного поведения детей являются:

  • стремление к тому, чтобы привлечь к себе внимание, как со стороны сверстников, так и взрослых;
  • акцентировать внимание на унижении достоинства другого, чтобы повысить свое превосходство в глазах других;
  • в целях защиты и мести;
  • желание получить то, что для ребенка важно на данный момент.

Проявление агрессивного поведения у детей непосредственно связано с необходимостью защитить свои интересы, свою позицию [3, с. 15]. Также агрессивность может использоваться как средство достижения поставленной цели. Агрессивное поведение свойственно младшим школьникам из неблагополучных семей, которые характеризуются динамичным процессом развития. Это объясняется тем, что в период школьного возраста наблюдаются существенные изменения в разных направлениях, начиная от совершенствования основных видов деятельности ребенка и заканчивая активным развитием всех его психических процессов.

Важная особенность в развитии младших школьников из неблагополучных семей заключается в организации процесса воспитания, отражающей две тенденции [1, с. 78]. Первая тенденция связана с ситуацией, которая при подражании взрослым приводит ребенка к формированию линии своего поведения. Так, контакт с взрослыми дает детям определенные представления о необходимых результатах человеческой деятельности. Ребенок разделяет чувства, рождаемые при общении с ними, при организации совместной деятельности, постепенно формирует систему ценностей, присущую окружающим взрослым.

Что касается второй тенденции, то она заключается в том, что ребенок в процессе деятельности получает определенные представления, намерения и эмоции, которые, в свою очередь, оказывают влияние на порождение мотивов более высокого уровня. Другими словами, ребенок при ориентации на свою значимость для других имеет возможность принимать полноценное участие в совместных делах и тем самым приобщаться к ценностям человеческой деятельности.

Важным моментом в развитии младшего школьника является то, что дети в этот возрастной период достаточно чутко относятся к замечаниям и указаниям со стороны взрослых. Такая особенность позволяет организовывать благоприятные условия для воспитания и обучения школьников. Этот период характеризуется приходом детей к осознанию себя субъектом взаимоотношений. При этом характерно формирование потребности в уважении со стороны взрослых, поэтому дети в младшем школьном возрасте очень трепетно относятся к похвале [2, с. 186].

В младшем школьном возрасте у ребенка можно отметить усиление исследовательского инстинкта, который направлен на то, что ребенок формирует для себя новую систему запретов, ограничений и обязанностей. Если ребенок сталкивается с родительскими запретами, которые ранее ему были неизвестны, то он может испытать депривацию, то есть возникнет возможность ограничения удовлетворения своих потребностей, а это приводит к фрустрации. Ребенок воспринимает данную ситуацию с позиции того, что родители отвергают его. Если вовремя не разрешить данную ситуацию, то у ребенка начинается процесс формирования злости, агрессивного поведения, что может в дальнейшем закрепится в системе поведения.

«В младшем школьном возрасте дети из неблагополучных семей чаще всего переносят свою агрессивность на объект, который выглядит безобидно и не сможет реализовать меры наказания» [7, с. 317]. Проявление агрессивного поведения со стороны детей имеет беззащитную характеристику, что непосредственно связано с многочисленными страхами, которые испытывает ребенок, поэтому, не имея возможности с ними справиться, ребенок начинает проявлять агрессию.

Формирование и дальнейшее развитие агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей связано с появлением новых потребностей, которые дети не могут удовлетворить, что и приводит к агрессивному состоянию [6, с. 62].

Специфика детской агрессии отличается в зависимости от гендерной принадлежности ребенка младшего школьного возраста. Необходимо учитывать, что агрессия мальчиков выражается в физическом воздействии на объекты, а у девочек она проявляется в вербальном виде. Если изначально мальчики в большей степени склонны к проявлению физической агрессии, то постепенно они сменяют свое представление о проявлении агрессии, тем самым склоняясь к фактическому применению вербальной агрессии, акцентируя внимание на оскорблениях, ругательствах, стремясь унизить свою жертву, тем самым показав свое превосходство. С девочками младшего школьного возраста ситуация имеет иной характер. Изначально девочки прибегают к использованию вербальной агрессии, а с течением времени, в процессе взросления, переходят на более частое использование физической агрессии при разрешении различных ситуаций [9, с. 105].

С агрессивными приступами можно и нужно бороться. Понимание агрессивного ребенка даст повод убрать существующие причины и возможности понять его позицию. Часто причина агрессивного поведения ребенка кроется в разладах в семье. Агрессивные дети из неблагополучных семей часто копируют поведение взрослых членов семьи. Основным методом помощи в преодолении агрессивного поведения детей младшего школьного возраста становится диагностика и коррекция детско-родительских отношений.

Психокоррекция при выявлении агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей необходима и родителям, и ребенку. Родителям необходимо получить консультацию у психолога с целью [10, с. 13]:

  • изучения эмоциональных отношений в семье, для снятия провоцирующих факторов агрессивного поведения ребенка в семье или школе, для выбора оптимальных учительных стратегий в конкретном случае;
  • проведения диагностики индивидуальных особенностей ребенка, причин агрессивного поведения.

«От вида агрессии, выявленной у ребенка, зависят формы коррекции, которые могут быть эффективными именно для данного ребенка и семьи» [5, с. 161].

Таким образом, мероприятия по предупреждению и преодолению детской агрессии должны быть направлены не на полное исключение агрессивного поведения из характера детей из неблагополучных семей, а на ограничение и контроль ее разрушительных, асоциальных форм, и поощрение ее положительных проявлений, таких как целеустремленность, настойчивость, умение постоять за себя, сказать «нет» тому, что неприятно или вредно для ребенка.

Перспективы изучения психокоррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей  связаны с тем, что на сегодняшний день подход к агрессивному поведению младших школьников может быть различным. Некоторые ученые рассматривают агрессию детей как направленность на страдание или физическую боль сверстников, другие авторы видят в ней преобладание прямой физической агрессии. В любом случае с детьми надо проводить психокоррекцию поведения для того, чтобы они не стали людьми, у которых агрессия становится чертой характера.

Список литературы

  1. Бюттер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Просвещение, 2012. – 122 с.
  2. Ласкин А.А. Воспитание ребенка в неполной семье и проявление детской агрессии // Образование. Наука. Научные кадры. – 2018. – №3. – С. 184–189.
  3. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии. – 2019. – №6. – С. 14–18.
  4. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. – СПб.: Питер, 2020. – 734 с.
  5. Нишонова З.Т. Диагностика и психокоррекция детей с агрессивным поведением / З.Т. Нишонова, Н.А. Аскарова, Ф.Ф. Расулова. – Ташкент: Норма, 2021. – 240 с.
  6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2019. – 512 с.
  7. Петрунькина Л.С. Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков // Молодой ученый. – 2018. – №47 (233). – С. 315–317.
  8. Расулова Ф.Ф. Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком // Молодой ученый. – 2020. – №16 (306). – С. 43–45.
  9. Расулова Ф.Ф. Детская агрессия. Диагностика и психокоррекция. – Ташкент: Норма, 2018. – 215 с.
  10. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. – Воронеж: МОДЭК, 2018. – 56 с.
  11. Исследование раскрыло, сколько учеников сталкиваются с агрессией в школе [Электронный ресурс]. – URL: https://life-ru.turbopages.org/life.ru/s/p/1251920 (дата обращения: 24.03.2023).
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.