ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Т.В. Атясова. Логоритмика как здоровьесберегающая технология в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

№20 2020 Т.В. Атясова.  Логоритмика как здоровьесберегающая технология  в работе учителя-логопеда  с детьми дошкольного возраста
Полный текст

Атясова Татьяна Васильевна – учитель-логопед, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1793 имени Героя Советского Союза А.К. Новикова» (Москва, Россия)

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает здоровьесберегающее образовательное пространство учреждению с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы – это норма психофизиологического состояния.

2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается их использованием на занятиях и во время игровой деятельности.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Учёт закономерностей становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.

10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

В коррекционной работе необходимо учитывать то, что девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К семи годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется только к восьми годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности семилетний, независимо от половой принадлежности.

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек – правое. Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений; пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие.

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику. Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

• Что же такое логоритмика для детей?
• Как надо проводить занятия?
• Как подобрать логоритмические упражнения?

Что такое логоритмика?

Логоритмика – это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Логоритмические занятия включают в себя:

• ходьбу или марширование под музыку;
• игры для развития дыхания;
• упражнения для артикуляции;
• ритмические задания;
• речевые упражнения;
• пальчиковые игры.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики – развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

• развить чувство ритма и такта;
• научить правильному речевому дыханию;
• улучшить общую и мелкую моторики;
• развить внимание, память и слуховое восприятие;
• включить в речь ребенка мимику и жесты;
• научить плавности произнесения слов и фраз.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.В. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Развивать движения следует в сочетании со словом и музыкой.

Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию, музыка оказывает влияние на качество исполнения – улучшается выразительность движений, ритмичность, чёткость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придаёт им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики. Логоритмическое воздействие способствует воспитанию темпа и ритма дыхания, развитию орального праксиса.

На логоритмических занятиях проводятся игры и упражнения для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического и речевого дыхания, голоса.

Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у детей. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.

Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействуют устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.

Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.

В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений:

• общеразвивающие;
• подвижные игры;
• дыхательная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• массаж и самомассаж;
• психотерапия;
• музыкотерапия.

Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.

Наиболее часто на логоритмических занятиях и вне их используется подвижная игра, которая отвечает возрастным возможностям и потребностям ребёнка и является средством его всестороннего развития. Игра является самой захватывающей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Играя, он познаёт жизнь, перевоплощается в самые различные игровые образы, увлекаясь игровой ситуацией, дети забывают о своих недостатках, отвлекаются от них.

Застенчивые и робкие становятся активными, стеснительные – уверенными в своих силах. Следовательно, любой процесс обучения, преподносимый детям в игровой форме, проходит более эмоционально и тем самым способствует более лёгкому, быстрому и прочному усвоению разучиваемого материала. В процессе тематических музыкальных занятий происходит обогащение словаря детей, формируются новые понятия, что имеет немаловажное значение для развития речи.

Моторика и психика тесно связаны друг с другом. Работа над процессами внимания способствует общему психическому развитию, нормализации функции памяти
и мышления.

Тренировка внимания средствами музыкально-двигательных упражнений улучшает и сами движения. Сменяющийся музыкальный материал не разучивается детьми, а служит средством активизации их музыкального восприятия и движений. Двигательное содержание сменяющегося музыкального материала заключается в основных и имитационных движениях. Это способствует совершенствованию слуходвигательного аппарата ребёнка и развитию мышечного чувства.

На каждом занятии даётся какой-либо новый музыкальный материал (для бега, ходьбы, прыжков, имитации движений). Ребёнок, привыкнув реагировать на разный характер музыки, начинает легко согласовывать с ним свои движения, т.е. затрачивает именно то количе­ство мышечного напряжения, которое требуется для выполнения данного действия. При этом непроизвольно тренируется мышечное чувство. Это доказывается самостоятельным нахождением способа выполнения движений детьми без указаний педагога. Систематическое введение сменяющегося музыкального материала даёт ребёнку возможность свободно и правильно реагировать движением на разные музыкальные задания.

Одна из основных задач – научить детей снижать излишнее напряжение, развить мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами.

Предлагаются задания на чередование напряжения и расслабления мышц, а также словесные объяснения этих заданий. Понятие о темпе, т.е. о скорости чередования звуков, даётся после того, как дети научились определять наличие звучания и момент его прекращения. Одновременно с темпом отрабатываются и акценты, т.е. даётся первоначальное понятие об ударном моменте звучания.

Воспитание выразительности движений влияет на эмоции ребёнка, развивает их, что помогает общению. Над выразительностью работа ведётся двумя способами:

а) введением образных упражнений, например: иди, как мышка, прыгай, как зайка, беги, кружись, как лисичка;

б) увеличением количества имитационных движений; при этом дети подражают действиям людей, движению транспорта и т.д., например, натягивают канат, играют в снежки, чистят куртку в определённом ритме, в этих упражнениях удобно работать над связной речью.

Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух.

Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем. А логические ударения, помимо смысла, выражаются фонетически в повышении высоты тона, замедлении или видоизменении звука.

Итак, на коррекционных занятиях с элементами логоритмики мы используем следующие моменты:

• дыхательная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• артикуляционная гимнастика;
• массаж и самомассаж;
• движения под музыку;
• слушание музыки;
• рисование в воздухе и на бумаге;
• использование игровых ситуаций и драматизации;
• физкультминутки.

Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения младшего школьника и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

«Подуем на плечо»

Подуем на плечо (голова прямо – вдох,
голова повернута – выдох).
Подуем на другое (дуют на плечо).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою, (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).
Подуем и на грудь мы, (дуют на грудь)
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять –
Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

«Рыжик»

Раз-два-три-четыре-пять
Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)
Раз-два-три-четыре,
Рот откроем мы пошире. (широко раскрывают рот)
Пожевали, (жевательные движения)
Постучали (стучат зубами)
И с котенком побежали. (двигают языком вперед-назад).
Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки)
Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)
Скучно Рыжику, ребятки,
Поиграем с ним мы в прятки. (закрывают ладошками глаза, прячутся)
Для развития силы голоса можно использовать такой прием: петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.

«Самый внимательный»

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо – надо просто стоять на месте.

«Печатная машинка»

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция – ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет «два» – ударяют руками по коленям. Счет «три» – щелкают руками в стороны. Счет «четыре» – хлопают ладонями перед грудью. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.

«Как на горке»

Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь. (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

«Мы капусту режем»

Мы капусту режем, режем. (движения прямыми ладошками вверх-вниз)
Мы морковку трем, трем. (потереть кулачок о кулачок)
Мы капусту солим, солим. (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимать и разжимать кулачки)

Ритмические упражнения

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например, четвертными – медленно, или восьмыми – более быстро и т.д.). Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

«Бум»

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова «Бум-бум-бум» равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

«Туки-ток»

Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями)
Так стучит молоток.
Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам)
Застучали молоточки.

Развитие чувства темпа

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.

«Поезд»

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение
в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.
Машинист в нем – Дед Мороз.
Много он зверюшек разных
К нам домой сейчас привез.

«Ноги и ножки»

Участникам надо двигаться по кругу. Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.

«Самолет»

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы – мячики, палочки, карандаши и т.д.

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки)

«Кулачки»

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (распрямить кисть)
Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)
Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)
– Да-да-да. (три хлопка в ладоши)
– Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)
– Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

«Птичка»

Птичка, птичка,
На тебе водички. («звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой)
Спрыгни с веточки ко мне,
Дам я зернышки тебе («сыпать корм» одной рукой на ладошку другой).
Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).

Рекомендации по проведению занятий

– Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.

– Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.

– Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.

– Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.

– Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).

– Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться:

• куклы;
• игрушки;
• куклы-рукавички;
• деревянные ложки или палочки;
• кубики;
• кольца от пирамидки;
• колокольчики;
• бубен;
• погремушки;
• мячики и т.п.

– Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.

– Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

Результаты

Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные – возможно, для достижения результата потребуется год.

У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

• четкое произношение;
• хорошую артикуляцию;
• правильное речевое дыхание;
• выразительную мимику;
• отличную моторику;
• хорошее чувство такта и ритма;
• плавные и аккуратные движения и жесты.

Логоритмика – это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи
у детей.

Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект.

Список использованной литературы

1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2005.

2. Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логоритмика».

3. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Детство-Пресс, 2010.

5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

7. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно-методическое пособие (+CD-ROM). – М.: Детство-Пресс, 2014.

8. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. – М.: Академия, 2005.

9. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.