ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

В.И.Ашиков. Образование ради мира

№05 2020 В.И.Ашиков. Образование ради мира
Полный текст

В раннем детстве, в первые семь лет жизни многое запоминается ярко и надолго. Мое дошкольное детство пришлось на пятидесятые годы прошлого столетия. Это были интересные годы, когда в стране сменился режим, наступило потепление, в космос был запущен первый спутник, началась космическая эра человечества. Открылся так называемый «железный занавес», и в Москве впервые прошел фестиваль с участием людей из многих стран мира – VI-й Международный фестиваль молодежи и студентов под девизом «За мир и дружбу». В честь фестиваля один из проспектов Москвы был назван проспектом Мира.


Жизнь в эти годы, как и в последующие сопровождалась множеством визуальных образов и символов, призывающих к миру во всем мире, дружбе между народами, которые можно было увидеть на почтовых марках, открытках, транспарантах и плакатах на улицах, площадях, по телевизору.

  

 





В 1954 году на ВДНХ был создан один из её основных символов – Фонтан дружбы народов.


На всю жизнь остались в памяти, купленные родителями человечки в национальных костюмах республик СССР, которых я любил расставлять на столе, играть с ними.


И песни были тогда торжественные, бодрые, посвященные миру во всем мире. Они часто звучали, и мы, дети, их слышали и проникались их оптимистической энергией.

Все это вместе не могло не воздействовать на детское сознание и воображение, мы росли с твердой верой в мир и дружбу между народами, в какое-то мирное, доброе и светлое будущее. Конечно, мы, тогдашние дети не знали о всей напряженности мировой обстановки, что страна и мир были на грани ядерной катастрофы, мы верили в то, что мы видели и слышали, что нас окружало, мы росли убежденными сторонниками мира во всем мире.

К чему все это говорится? Конечно, это не какая-то ностальгия, а размышление над тем, как воздействуют на детскую природу визуальные образы, которые окружают ребенка, которые он часто видит, которые создают настроение, уверенность, рождают хорошие мысли и мечты. В данном случае образы мира и дружбы.

Нужно ли это сегодняшним детям? Думаю, что очень нужно! В нашей национальной традиции желать общего блага, мира и добра людям. Поэтому воспитание и образование детей в духе мира было и остается насущной необходимостью, удовлетворением, если можно так сказать, естественной духовной потребности каждого ребенка, рождающегося на нашей земле.

А как это делать без соответствующих наглядных образов и символов? Их, увы, стало очень мало, почти совершенно не осталось в нашей жизни. Конечно, это не могут быть те же образы и символы 50-х или других годов советского периода, они могут и должны быть новыми, современными, но обязательно, несущими тот же заряд – «миру мир!», «мир всем народам, всем людям!». Только так мы сможем воспитать новое поколение людей мира, желающих мира и что-то для этого делающих.

Родители и дети на одном из семейных праздников клуба «Семицветик»

В своем Семейном клубе «Семицветик» на протяжении всех лет его существования (25) мы проводим в занятиях с детьми, начиная с 1 года на тему мира и дружбы между народами, показываем и рассказываем детям сказки народов мира, осуществляем «путешествия» по нашей планете, по странам, в которых показываем детям все лучшее, все хорошее и самое красивое, что есть у всех народов Земли, играем в театрализованные игры, переодеваемся в костюмы народов разных стран, устраиваем семейные вечера и массовые праздники, посвященные миру и дружбе («Планета сказок», «Международный город мира» и др.).

В конце 90-х мы создали на базе нашего клуба Детскую галерею мира – стали собирать рисунки детей из разных стран на темы, являющиеся общечеловеческими ценностями: народный герой, мама, красота родной природы, искусство моего народа, мой дом, моя мечта и т.д. Собранные рисунки мы стали выставлять, проводя выставки и мастер-классы в школах города, детских лагерях отдыха, даже на улицах, а затем и в других городах страны.

Постепенно родились такие проекты и творческие акции, как «Международная детская галерея мира», «Почта мира», «Детский город мира», концертная программа «Колыбельные мира», а затем в начале нового века Детский международный художественно-миротворческий марафон «Кисточка мира». Наш марафон возник на благодатной почве – первое десятилетие 21 века было объявлено ООН «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты». К этому времени в Москве и в России активно развивалась программа «Культура мира», Москва буквально жила этими идеями, проводились многочисленные фестивали, концерты, выставки, симпозиумы на эту тему. Казалось, мир ожил и вспомнил о главном – о мире, без чего не может быть жизни на планете.

Детская международная галерея мира на первом в России бале ООН.

Концертная программа «Колыбельные мира».

Акция «Детский город мира» в школах и лагерях Подмосковья.

Выставка Детской галереи мира «Дружба народов начинается с детства» в РУДН.

Марафон «Кисточка мира» с 2003 по 2010 год прошел в России, Беларуси, Индии, Казахстане, Украине, Латвии. Дети создавали рисунки на темы «Красота вокруг нас», «Красота моей страны», «Детские рисунки о главном». Были и перекрестные проекты, когда дети двух стран создавали рисунки о стране-партнере («Индия глазами детей России», «Россия глазами детей Индии»). Лучшие работы местными оргкомитетами присылались в Москву и выставлялись в Третьяковской галерее. В торжественных открытиях всегда принимали участие Послы стран, представители Посольств, деятели культуры и искусства. Из Индии, Казахстана, Украины, Беларуси на открытия выставок приезжали делегации детей – авторов рисунков, проводились концертные и культурные программы.

Открытие выставок детей разных стран в Третьяковской галерее.

Представители одной страны передавали символическую эстафету марафона другой.

Многие выставки экспонировались в Государственной Думе РФ, других местах Москвы и страны.

Убеждены, что такого масштаба мероприятий не удалось бы осуществить, если бы, в первую очередь, мы не верили, что мир на планете и дружба между народами реальны, а это мы впитали в раннем детстве в те далекие 50-е, и если бы каждый день не велась в нашем клубе углубленная работа с детьми и их родителями. Все начинается в детстве, и посев, совершаемый в этот важный период человеческой жизни обязательно прорастает.

Так не будем же стесняться и смущаться того, что сегодня эти идеи – идеи мира во всем мире и международной солидарности не так громко звучат, как звучали, к примеру, в советское время и еще недавно, одно-два десятилетия назад. Будем уверены, что все это крайне важно и нужно, и пусть эти абсолютно необходимые мысли и дела во имя будущего живут и совершаются, независимо от того, есть ли сегодня откуда-то извне призыв к этому или он почти не слышен. Образование народа должно идти в авангарде культуры и цивилизации, и, в первую очередь, образование ради мира потому, что без мира нет жизни!

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.