ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

В.И.Ашиков. Живём с детьми

№07 2020 В.И.Ашиков. Живём с детьми
Полный текст

Уважаемые мамы и папы, родители детей!

В дни самоизоляции, когда все мы собрались в своих квартирах и домах, многие столкнулись с проблемой, чем занять детей (речь в этой статье пойдет о дошкольниках), как с ними общаться, что вообще делать? Мы, педагоги, более тридцати лет работающие с детьми дошкольного возраста, начиная от одного года и старше, а также родители пятерых детей, которых не отдавали в детский сад и все время проводили с ними вместе, хотели бы поделиться своим опытом.

В этой статье мы очень кратко и предельно обобщенно расскажем о том, что и как можно делать с детьми и им самим в домашних условиях, затронем вопрос наших с ними взаимоотношений, что лежит в основе всего остального. Мы не можем в рамках одной статьи предложить вам, уважаемые родители методики и разработки занятий, которых за все годы накопилось большое количество (мы всегда работали по своим программам и методикам), это материал для толстых книг, но мы расскажем о главном, поделимся какими-то идеями и нашими находками, которые, надеемся, помогут и будут полезны вам, дадут, быть может, импульс вашему творчеству и фантазии. Наверняка, у вас родятся свои интересные решения в плане игр и занятий со своими детьми.

Двадцать пять лет назад мы создали семейный клуб, который работает до сих пор, и сейчас мы также делимся с семьями нашего клуба, которые сидят дома, своими занятиями, видеоуроками, знаниями и размышлениями. Фотографии, приведенные в данной статье сделаны на занятиях с детьми в нашем клубе и дома в разных семьях, которые они нам присылают. Для этого у нас есть группа в соцсетях, которую мы назвали «Домашний Семицветик».

Итак, начнем с того, что дети нуждаются в нашей любви и понимании. Это большая и сложная тема, касающаяся всего общества, и поэтому скажем кратко: легко будет жить с детьми каждый день только тогда, когда они не будут нас раздражать, злить своими «выходками», непослушанием и прочими ужасными для нас вещами, но когда мы будем испытывать искреннюю любовь к ним, поймем свою ответственность и значимость в их жизни, наберемся терпения и терпимости и постараемся их понять, увидеть что-то, что казалось нам раньше неприемлемым по-другому, с другой стороны. Сделаем первый шаг им навстречу, ведь мы их родили, мы взрослые, мы сильнее, больше знаем, понимаем и можем. С одной стороны, это трудно, а с другой очень легко. Давайте именно так будем думать – что это не трудно, если осознаем необходимость и захотим. Мы с супругой всегда получали большое удовольствие, радость, нам было всегда интересно разговаривать, играть, что-то делать с нашими детьми, путешествовать, преодолевать трудности и многое другое, чем наполнена жизнь. Когда не только любишь, но и уважаешь своего ребенка, смотришь на него, как на индивидуальность, личность, от которой можно многое полезное и интересное узнать и многому научиться, а не как на низшее и неполноценное подчиненное тебе существо, к которому не стоит серьезно относиться, тогда все преображается, вся ваша жизнь с ребенком и детьми становится другой. Вы как будто открываете для себя другой, более прекрасный и интересный мир – мир, в котором можно найти счастье!

Мы, люди, зачастую видим недостатки и несовершенства в других, но не в себе. Разве мы так совершенны?! Многие стереотипы, привычки, догмы, впитанные нами с детства и в процессе жизни, мешают нам посмотреть чистым, непредвзятым взглядом на детей. А ведь только таким чистым взглядом из сердца нужно видеть ребенка, чтобы понять его и найти с ним взаимопонимание, стать ему другом, а не надсмотрщиком и сухим командиром, карателем и приказчиком. Дети даны нам не только для продолжения рода, и не только для их воспитания, но и для того, чтобы за этот очень быстро пролетающий отрезок жизни, который мы называем детством, мы смогли сами стать хотя бы чуточку лучше. Если нам это удастся, это будет очень важным достижением для нас и принесет огромную пользу нашим детям, поможет им лучше, счастливее прожить свое детство и стать хорошими, более счастливыми людьми. И будем помнить, что они, наши дети, будут во многом повторять нас уже со своими детьми, все хорошее, что они впитают от нас в своем детстве, они обязательно будут осознанно или неосознанно передавать своим мальчиками и девочками. И так будет всегда, от нас передается следующим поколениям все хорошее или плохое. Будем надеяться, что хорошего будет значительно больше!

Итак, что же мы можем вам предложить, о чем рассказать? Начнем с того, что ребенок дошкольного возраста в первую очередь хочет играть. Игра для него – жизнь. С ребенком нужно играть, либо давать ему возможность играть самому, если он этого хочет и это делает. Во время игры у ребенка активизируется воображение, мышление, радость от игры положительно сказывается и на общем здоровье. Отобрать у ребенка игру, значит НАВРЕДИТЬ ему.

ИГРЫ

Во что ребенок может играть дома? Он может, конечно, играть со своими игрушками, но также вы можете играть с ним в разные игры. Игр множество, их можно найти в интернете, в книгах, придумать и даже узнать от самого ребенка. Он может сам предложить вам какую-то игру, не отказывайтесь от этого. Игры с родителями для ребенка – огромное счастье.

В каждой игре можно решать определенные развивающие, воспитательные и образовательные задачи. Так, например, игра с разноцветными шариками развивает наблюдательность и способность различать цвета. Вы разбрасываете разноцветные пластмассовые шарики по комнате и затем предлагаете ребенку, а лучше вместе с ним, собрать их в соответствующие их цветам емкости. Это могут быть пластмассовые мисочки или какие-то другие емкости цвета, похожего на цвет шариков. Синие шарики вы кладете в синюю емкость-домик, розовые в розовый и т.д. Можно как фоновое сопровождение включать веселую музыку. Мы используем для этой игры «Шутку» Баха. Таким образом ребенок привыкает еще и слышать хорошую музыку.

Аналогично можно играть с разноцветными карандашами, собирая их в похожие по цвету, к примеру, стаканчики.

Также будет развивать наблюдательность и мышление игра с парными картинками. Наборы таких картинок продаются и имеют название «Мемо» или «Memory». Картинки раскладываем на полу в комнате изображением кверху и, включив музыку, начинаем собирать пары. Можно соревноваться, кто больше соберет, пока играет музыка.

Еще в продаже есть наборы картинок для нахождения соответствий, нужно найти пару, в которой изображения соответствуют друг другу. С такими картинками можно играть аналогично предыдущей игре.

Детям от трех лет и старше нравится игра с мячиком в «съедобное-несъедобное». Вы садитесь друг против друга и бросаете по очереди друг другу мячик, называя какой-нибудь съедобный или несъедобный предмет, или вещь, продукт или блюдо. То есть что-то, что можно съесть или что есть нельзя. Съедобное нужно поймать (мячик), несъедобное отбросить. Можно к этой игре привлечь всю семью, играть на выбывание. К примеру, вы договариваетесь на какое-то количество штрафных очков при котором играющий выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался. В данном случае должен быть кто-то один, кто бросает мяч всем играющим, он сидит напротив сидящих рядом друг с другом игроков. Мячик для этой игры должен быть небольшой, чтобы ребенок мог легко его держать в руках.

Не забывайте и про игру в кегли, детям она тоже нравится. Также «кольцеброс» – набрасывание колец на стоящую на полу палочку или другой предмет (слоник и т.д.)

Конечно, в настоящее время в продаже очень много разнообразных игр, различные конструкторы, пазлы, настольные игры, и т.д. Мы же сейчас предлагаем вам те простые игры, в которые может играть вся семья, в которые мы играли и продолжаем играть с детьми и которые всегда вызывают у них радость.

РОЛЕВЫЕ КОСТЮМИРОВАННЫЕ ИГРЫ

В своей семье и в своей педагогической практике мы увидели, что ролевая костюмированная игра (маленький семейный театр) необычайно нравится детям, особенно, когда мы, взрослые играем вместе с ними, играем на равных. В нашем клубе много лет существует семейный театр, и мы хорошо знаем, насколько дети счастливы видеть своих мам, пап, бабушек, дедушек переодетых в персонажей разных сказок и играющих вместе с ними. Как это радует и веселит детей и как укрепляет семью!

Бабушка и внучка в сказке «Гадкий утенок».

Папа и мама в роли Петуха и Гадкого утенка.

Папа и мама в роли Зимы и Весны в сказке «Гора, полюбившая птицу».

Папа с сыном играют дома в моряков дальнего плавания.

Бабушка с внучками в сказке «Дюймовочка».

Сюжеты для маленьких спектаклей и театрализованных игр можно брать из сказок и мультфильмов, придумывать самим. Не нужно сложных и длинных сюжетов с большим количеством персонажей, чем проще, тем веселее и ребенок активнее будет участвовать. Надо не забывать, что дети дошкольного возраста любят повторы, нуждаются в них. Так что вашу удачную маленькую постановку вы можете не один раз повторить и показать своим близким. Также можно, и хорошо меняться ролями. Постарайтесь почувствовать удовольствие в том, что вы делаете, откликнуться на радость ребенка, его энтузиазм. Пусть в игре все будет легко и весело. Ребенку необходима радость. Не требуйте заучивания каких-то слов, не сковывайте ребенка в его творчестве, пусть он что-то говорит своими словами, лишь бы он проникся сюжетом игры, ролью, понял их суть. Ребенок должен играть не столько для кого-то, так сказать «напоказ», сколько для своей радости, он должен получать удовольствие от игры. Поэтому играйте для самих себя, получайте удовольствие в этом процессе, ну а если у вас получается маленький спектакль, то покажите его остальным близким, снимите на видео, пошлите родственникам, друзьям.

Костюмы для ролевых игр можно делать из разных тканей и кусочков тканей, картона или плотной бумаги, использовать имеющиеся детали одежды и т.д. Конечно, можно купить готовые костюмы и наверняка это порадует ребенка, но придумать и сделать самим веселее, интереснее и полезнее. Символические костюмы будут больше развивать ребенка в плане фантазии, творческого воображения. Так, например, одни родители сделали костюм Щелкунчика из большой картонной коробки, кто-то шлем богатыря из разрезанного пополам старого резинового мяча, обтянув его фольгой, ворону символизировала черная шляпка, а лягушку зеленая шапочка для душа и такого же цвета дождевик. Так что не жалуйтесь на отсутствие костюмов, проявляйте фантазию!

Ребенок дошкольного возраста легко входит в образ, даже если вы ему наденете на голову только головной убор или какую-нибудь накидку. Головные уборы для сказок можно сделать из того же картона или ватмана.

 

 

 

Маленькие дети, как говорят многие мастера театра, лучшие актеры, потому, что они моментально вживаются в выбранный ими образ, абсолютно верят в него, становятся им. Не надо ребенку ничего навязывать в игре, он должен добровольно сам выбрать роль, кем он хочет быть. Можно конечно что-то предлагать, но выбор остается за ним. Тогда он будет играть и играть с удовольствием.

Разыгрывать маленькие спектакли можно и без декораций, применяя лишь драпировку, к примеру, мебели тканями. Можно делать из пустых коробок домики по мотивам сказок.

Еще можно устроить с детьми семейный маскарад-карнавал. Для этого также не трудно изготовить простые маски из бумаги.

Венецианская карнавальная гондола.

Для тренировки умения перевоплощаться и фантазировать, а также как упражнение для пластики движений детям и взрослым полезно играть в игру, которую мы для этого сочинили и назвали «Ты три раза обернись». Играющие садятся в ряд, один кто-то выходит перед ними и под общее скандирование «ты три раза обернись и в кого-то превратись» поворачивается три раза и что-то или кого-то показывает, изображает движениями или в статической позе. Произносить звуки запрещается. Зрители должны угадать, кого или что изобразил показывающий. Можно это делать по очереди, а можно выходить на «сцену» тому, кто первый угадал, что изображал предыдущий участник.

  

Игра «Ты три раза обернись».

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Не забудем и про кукольный театр. Кукол можно вырезать из картона или плотной бумаги и прикреплять к палочкам. Также можно использовать шарики для пинг-понга, на них рисовать лица, мордочки, наклеивать по надобности что-то на голову (волосы, шляпки, ушки) или делать их из пластилина, прикрепляя к шарику. Если в шарике сделать отверстие, его можно одевать на палец.

 

Куклы, сделанные детьми к спектаклю «Планета сказок»

ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР

Для нашего домашнего оркестра нужны какие-нибудь шумовые музыкальные инструменты: маракасы, треугольники, различные барабаны и барабанчики, бубны и тамбурины, тарелочки, металлофоны, бубенцы и т.д. Их можно приобрести, если у вас их на данный момент нет в различных интернет магазинах. Желательно приобретать для детей инструменты с хорошим звучанием. Не пользуйтесь слишком простыми пластмассовыми игрушками, у которых зачастую совсем нет полагающегося для них звука, а одна лишь форма. Ребенок должен приучаться к хорошему чистому звуку. Поэтому в нашей коллекции в клубе собраны этнические шумовые музыкальные инструменты из разных стран. Они сделаны из природных материалов и красиво оформлены.

Выбирайте не самые примитивные инструменты, предназначенные для младенческого возраста, а желательно сделанные из дерева и качественного металла. В продаже можно встретить неплохие наборы, в которых есть разные инструменты, достаточные для создания оркестра.

  

Маракасы                                                   Треугольник

  

Бубенцы                                                        Бубен

  

Тамбурин                                               Кастаньеты

   

Барабаны                                                     Тарелочки

 

Металлофоны

В нашем с детьми ритмическом оркестре мы обычно играем под специально подобранные фонограммы, но, если в семье кто-то играет на одном из инструментов, можно подыгрывать всем оркестром домашнему музыканту.

Музыкальные произведения мы выбираем недлинные и несложные, ритм в них должен быть легко уловимым, четким и темп (скорость) не слишком большая, но и не слишком медленная. У нас в клубе дети очень любят играть, к примеру, под песню о лесном олене или «Полюшко-поле» в исполнении оркестра под руководством Андреа Рье. В этих произведениях мы можем изображать цокот копыт, мнимые бубенцы на лошадках или олене, гром, сказочные моменты на треугольниках, колокольчиках и т.д. Также хорошо подобрать веселую этническую музыку разных народов, чтобы дети с удовольствием под нее играли. Конечно, невозможно описать огромный спектр существующих музыкальных произведений, главное – музыка должна быть позитивной, доброй, красивой, разнообразной, в ней должны слышаться различные музыкальные инструменты и краски. Это могут быть как песни, так и инструментальные композиции. Из собственного опыта мы знаем, что дети больше любят играть под те произведения, которые мы связали с какими-то понятными для них образами. Если вам это удастся сделать, замечательно, ребенок (дети) будет еще и еще раз хотеть сыграть в вашем оркестрике это произведение. Также важно кому-то, кто будет дирижером, контролировать всех играющих, чтобы они не отставали от музыки и не опережали ее. Данные занятия – игра в шумовом ритмическом оркестре будут развивать внимание, сосредоточенность, умение концентрироваться, и, конечно, в общем чувство и восприятие музыки, что неотъемлемо от общего развития каждого ребенка.

Несколько примеров музыкальных произведений, под которые мы играем с детьми в своем музыкально-ритмическом оркестре: Песня «Лесной олень», композиция «Полюшка-поле», «Метель» Свиридова, греческий сиртаки, итальянская народная песня «Красавица», русская «Калинка-малинка», испанское фламенко, детские песни «Шире круг», «Ласточка», и многие другие произведения народов мира, наших и зарубежных композиторов.

 

Домашний оркестрик.

Папа с двухлетним сыном играет на колокольчиках.

ИГРЫ С МУЗЫКОЙ

С музыкой можно играть. Мы это делаем так: находим небольшие музыкальные произведения, в основном классические, в которых мы увидели какие-то образы и возможные действия этих образов, подбираем элементы костюмов и предметы, с которыми будем двигаться под данную музыку, рассказываем детям об этом и зовем музыку к нам: «Музыка, выходи, музыка, приходи!». Дети перед началом игры должны узнать, о чем будет рассказывать нам музыка, что в ней будет происходить, в кого мы будем превращаться. Мы должны прислушиваться к музыке, к тому, что она нам говорит, тогда у нас все получится.

Приведем несколько примеров. Под музыку композитора Делиба «Пиццикато» дети (можно и всем взрослым) становятся цыплятами, которые ритмично идут по кругу под звучащую фонограмму и в определенных местах подпрыгивают два раза (это хорошо слышно в музыке). В определенной части музыкального произведения (это тоже отчетливо слышно) настроение и темп музыки меняется, и мы останавливаемся, соблюдая круг и под музыку поднимаем и опускаем руки – наши крылышки выросли. Затем снова, как в первой части идем с подскоками.

Или же под первую часть фортепианного концерта Чайковского мы с обручами в руках изображаем, как солнце поднимается и садится, как его закрывает туча и мы зовем ветерок, чтобы он ее прогнал и снова вышло солнце. Все это можно услышать в музыке, и, конечно, придумать что-то свое.

Под «Вальс цветов» Чайковского из балета «Щелкунчик» мы изображаем, как вырастают цветы, как они кружатся, танцуют, как налетает дождик, и они прячутся и т.д.

Под музыку Мишеля Леграна к кинофильму «Мужчина и женщина» с платочками в руках мы изображаем весенний ветерок, поднимаем руки, размахивая платочками в ритм с музыкой и сгибаемся до пола, делая то же самое, а затем идем по кругу и в конце повторяем.

Можно скакать как лошадки под «Польку-галоп» Штрауса, маршировать, как солдатики под его «Радецкий марш» и многое другое, что можно при желании услышать и найти в богатом музыкальном наследии мира.

«Весенний ветерок». Игра с музыкой М. Леграна.

ПЛАСТИЛИНОВЫЕ СКАЗКИ

Лепить из пластилина интересно и полезно. Дети развивают мелкую моторику, воображение, образное и логическое мышление. Пластилин позволяет фантазировать, создавать любые формы и образы, также, как и рисование. Пластилин – материал для творчества, и не случайно лепка и рисование признаны основными видами детского творчества в дошкольном возрасте.

Пластилин должен быть достаточно мягким, чтобы ребенок мог лепить без особых усилий. Слишком мягкий тоже плохо. Желательно иметь многоцветные наборы пластилина. Пригодится стека или пластмассовый ножик, дети любят резать пластилин на кусочки, особенно самые маленькие. Выбирайте пластилин на растительной основе.

Лепить можно из частей или из целого куска. Из частей собирать фигурку легче, из целого куска лепят дети постарше, кто умеет уже достаточно хорошо работать пальцами – прищипывать, приминать, вытягивать. Здесь работает воображение и умение представить образ перед тем, как его лепить. Если вы лепите по образцу, то тут, конечно, вступают в силу другие законы и требования, нужно копировать, а для этого сравнивать, приравнивать и т.д. Маленькие дети плохо еще соизмеряют части в целом и то, что они лепят с образцом. К примеру, они могут слепить человечку большую голову и совсем тоненькие ножки. Соразмерность, соизмеримость частей приходит к ним постепенно по мере их развития. Вначале лучше дать возможность лепить ребенку, как он хочет, показывая ему некоторые приемы и простые формы.

Необходимо усвоить несколько приемов лепки: отрывание (отрезание) кусочков, разминание их, раскатывание, сминание, прищипывание (прижимание), катание шариков. Ребенок, не имеющий еще опыта лепки из пластилина нуждается в самом начале в том, чтобы ему помогли слепить что-то простое, и это должно у него самостоятельно получиться. Первый маленький успех поведет дальше, на него ребенок будет опираться. Наверняка он будет неоднократно повторять то, что слепил, что у него получилось. В этом он утверждает свой успех, закрепляет его, приобретает уверенность.

Простые манипуляции с пластилином нужны каждому малышу, такие, как нарезание кусочков ножичком-стекой, отрывание, прижатие к плоскости. Эти первичные стадии лепки обязательно нужно пройти, и ограничивать ребенка не нужно, пусть возится с пластилином, сколько хочет, так он познает его свойства, привыкает к нему.

С детьми постарше (после трех лет) можно лепить сюжеты сказок, прочитанных предварительно или просмотренных мультфильмов. Сюжеты не должны быть сложными, длинными, количество персонажей не слишком большое. Очень хорошо, если вы подберете подходящую музыку и будете включать фоном для вашей сказки. Музыка всегда оживляет игру, придает ей образность и чувственность, эмоциональность.

Лепить надо вместе с ребенком за одним столом, чтобы он видел, как делаете это вы. Пример обязательно нужен, особенно в начале. Чему-то научившись, ребенок захочет делать что-то по-своему. Если ребенок уже может и хочет лепить один и делает это, не нужно ему мешать, пусть он погрузится в пространство своего воображения, эти минуты будут настоящей творческой жизнью ребенка. Но, если он нуждается в вас, то обязательно лепите вместе, даже всей семьей.

Если дома нет достаточного количества пластилина, чтобы не ломать слепленное ранее, то мы в этих случаях говорим, что не ломаем, а превращаем одно во что-то другое, новое. Процесс превращения близок ребенку и не вызовет у него протеста. Нужно сказать, что малыши, примерно до пяти лет, еще не привязаны к результатам своего творчества, а вот дети после пяти лет уже помнят о своих работах, спрашивают о них, хотят продолжить с ними играть, что-то в них добавлять, менять. У детей этого возраста развивается более долговременная память, они часто вспоминают, то, что раньше делали.

На фото несколько примеров того, что и как мы лепили с детьми дошкольного возраста в нашем Семейном клубе «Семицветик».

 

 

Лепим по сказке «Гора, полюбившая птицу».

Путешествие в Африку.

 

Сказка «Чиполлино»

 

Лепка по мультфильму «Обезьяна с острова Саругасима» с использованием макаронных изделий.

Подводное царство.

Лепим сад дедушки Моне (Клод Моне) по книжке В.И. Ашикова «Мечта дедушки Моне».

ЛЕПИМ ИЗ ТЕСТА

Лепить можно также из теста и в частности из соленого. Поделки можно раскрашивать, украшать. Также дети могут помогать родителям на кухне в реальном приготовлении чего-либо из теста. Не надо отстранять малышей там, где они могут справиться с простыми вещами и помочь своим близким. Для них это всегда радость.

 

Дети готовят дома тесто для выпечки.

РИСОВАНИЕ

Рисовать дома можно по-разному, на листах бумаги за столом или на мольбертах и даже на холстах. Рисовать можно карандашами, маркерами, фломастерами, акварельными, гуашевыми, акриловыми красками. Вначале малыши экспериментируют – пробуют наносить краски, познают материалы. Этот этап нужно обязательно пройти, если мы хотим, чтобы ребенок хотел рисовать и дальше. Не нужно навязывать детям шаблонов – показывать, как рисовать солнышко, травку, домик, пусть каждый рисует так, как хочет и может. Только в этом случае мы увидим индивидуальные работы, в которых кроется личность ребенка. Многие взрослые этим страдают, в особенности старшее поколение – показывают детям как надо рисовать, утверждая стереотипы, впитанные ими в своем детстве. Будем помнить слова Пабло Пикассо: «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

 

У каждого ребенка в квартире должен быть, пускай даже небольшой, но свой уголок для творчества, где он всегда может найти карандаши, пластилин, краски, ножницы, клей, бумагу, где может в любую минуту что-то там свое делать, творить.

Детский творческий уголок одной из семей нашего клуба.

ЧТЕНИЕ

Жизнь ребенка без книги немыслима. Мы все помним свои любимые книги детства, как их нам читали родные, как читали и рассматривали картинки мы сами. Создайте в своей квартире уютный уголок для совместного чтения и обсуждения книг. Старайтесь выбирать для него добрые, умные и красивые книги, с хорошими иллюстрациями. Картинки в книге для ребенка дошкольного возраста важнее текста, он запоминает книгу по картинкам. Читайте не спеша, с выражением, старайтесь представить то, о чем читаете. Важна не скорость чтения, а способность проникать в смысл читаемого, воспринимать образно и представлять то, о чем читаешь. Маленькие дети нуждаются в повторении прочитанного ими также, как и рассказываемых нами сказок. Это нужно делать, в этих повторениях кроется не просто запоминание, укрепляются в сознании ребенка причинно-следственные связи, он постепенно начинает больше понимать и таким образом развивается его мышление.

Полина читает дома в своем любимом, уютном уголке.

ЧТО МЫ СМОТРИМ?

Дети, особенно дошкольного возраста, любят мультфильмы. Сейчас большое количество разных мультфильмов, предлагаемых детям со всего мира. Среди них есть шедевры и есть очень плохие. Не касаясь отдельно этой важной и непростой темы, скажем, что лично мы, как родители и педагоги всегда скрупулезно отбирали то, что показывали своим детям, зная, как запечатлеваются видимые ими образы в их сознании и как они могут влиять на ребенка. Среди мультфильмов разных времен и стран мы особое предпочтение отдаем мультфильмам советского периода, и в основном 50-х и 60-х годов. Режиссер Карен Шахназаров назвал эти мультфильмы «Прививкой доброты». И действительно, все они без исключения несут в себе добро и правду, не только в смысле их реалистичности и красоты изображения, но и нравственно-этических ценностей. Во многих из этих мультфильмов звучит прекрасная музыка, написанная специально для них известными композиторами и записанная симфоническими оркестрами. Везде в этих маленьких шедеврах мы можем слышать хорошую речь и многокрасочные интонации больших актеров. На многих занятиях с детьми мы показываем на большом экране им какие-то из этих мультфильмов и рекомендуем нашим семьям. Для этого мы составили список 100 советских мультфильмов для домашнего просмотра.

100 СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ ОТ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СЕМИЦВЕТИК»

1948 г.

  • 1. Дудочка и кувшинчик.
  • 2. Цветик-семицветик.
  • 3. Серая шейка.
  • 4. Первый урок.

1949 г.

  • 5. Весенняя сказка.
  • 6. Сказка старого дуба.
  • 7. Чудесный колокольчик.

1950 г.

  • 8. Волшебный клад.
  • 9. Желтый аист.
  • 10. Когда зажигаются елки.
  • 11. Крепыш.
  • 12. Олень и волк.
  • 13. Сказка о рыбаке и рыбке.

1951 г.

  • 14. Высокая горка.
  • 15. Лесные путешественники.
  • 16. Сердце храбреца.
  • 17. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  • 18. Таежная сказка.

1952 г.

  • 19. Валидуб.
  • 20. Сармико.

1953 г.

  • 21. Братья Лю.
  • 22. Волшебная птица.
  • 23. Храбрый Пак.
  • 24. Полет на Луну.

1954 г.

  • 25. В лесной чаще.
  • 26. Оранжевое горлышко.
  • 27. Соломенный бычок.
  • 28. Три мешка хитростей.
  • 29. Царевна-лягушка.
  • 30. Золотая антилопа.
  • 31. Гадкий утенок.

1955 г.

  • 32. Ореховый прутик.
  • 33. Заколдованный мальчик.

1956 г.

  • 34. Снеговик-почтовик.
  • 35. Аист.
  • 36. В яранге горит огонь.
  • 37. 12 месяцев.
  • 38. Кораблик.
  • 39. Лесная история.
  • 40. Миллион в мешке.
  • 41. Маленький Шего.
  • 42. Палка-выручалка.
  • 43. Чудесный колодец.
  • 44. Шакаленок и верблюд.
  • 45. Девочка в джунглях.

1957 г.

  • 46. В некотором царстве.
  • 47. Верлиока.
  • 48. Исполнение желаний.
  • 49. Снежная королева.
  • 50. Храбрый олененок.

1958 г.

  • 51. Грибок-теремок.
  • 52. Золотые колосья.
  • 53. Краса ненаглядная.
  • 54. Лиса и волк.
  • 55. Мальчик из Неаполя.
  • 56. Мы за солнышком идем.
  • 57. Первая скрипка.
  • 58. Тайна далекого острова.

1959 г.

  • 59. Влюбленное облако.
  • 60. День рождения.
  • 61. Легенда о завещании мавра.
  • 62. Новогоднее путешествие.
  • 63. Похитители красок.
  • 64. Скоро будет дождь.
  • 65. Три дровосека.
  • 66. Янтарный замок.

1960 г.

  • 67. Золотое перышко.
  • 68. Королевские зайцы.
  • 69. Человечка нарисовал я.

1961 г.

  • 70. Дракон.
  • 71. Стрекоза и муравей.
  • 72. Чиполлино.

1962 г.

  • 73. Сказка про чужие краски.
  • 74. Чудесный сад.

1963 г.

  • 75. Баранкин, будь человеком.
  • 76. Беги ручеек.
  • 77. Дочь Солнца.
  • 78. Сказка о старом кедре.

1964 г.

  • 79. Дюймовочка.
  • 80. Петух и краски.
  • 81. Храбрый портняжка.

1966 г.

  • 82. Гунан Батор.
  • 83. Добрыня Никитич.
  • 84. Жу-жу-жу.
  • 85. Хвосты.

1967 г.

  • 86. Маугли (все серии).
  • 87. Паровозик из Ромашково.

1969 г.

  • 88. Умка.

1970 г.

  • 89. Обезьяна с острова Саругасима.
  • 90. Аргонавты.

1973 г.

  • 91. Лиса и заяц.

1974 г.

  • 92. Молодильные яблоки.

1975 г.

  • 93. Василиса Микулишна.
  • 94. Илья Муромец.

1978 г.

  • 95. Илья Муромец и Соловей-разбойник.

1983 г.

  • 96. Путешествие муравья.

1984 г.

  • 97. Сказка о царе Салтане.
  • 98. Сказ о Евпатии Коловрате.

1985 г.

  • 99. Танцы кукол.

1984 г.

  • 100. Земляника под снегом.

Помимо всего перечисленного, с детьми можно делать всевозможные поделки из различных материалов с использованием ножниц, клея, липучек и различных украшений (пайетки, бисер и т.д.).

Невозможно из нашей жизни с детьми исключить и такую важную вещь, как общение. Насколько оно важно и полезно, об этом много сказано, а насколько может быть интересным можно судить хотя бы из этих нескольких записей наших разговоров с ребятами дошкольного возраста, записанных нами на диктофон.

Вопрос: Для чего нужна Красота?

Ответы детей: Чтоб природа была; чтоб на Земле было красиво, а то не хочется жить в грязи; наверно, чтоб было красиво; красота нужна человеку, чтоб он жил; чтобы радовать людей; она даёт жизнь, она даёт красоту, без неё нельзя жить, потому что она даёт всякие плоды, ну… всё короче; красота везде нужна, красота – это когда чисто, хорошо, хорошо в красоте находиться, очень приятно человеку, когда красиво, она нужна потому, что она красивая, она в каждом доме нужна, везде нужна.

Вопрос: Что тебе запомнилось больше всего в жизни?

Ответы детей: Когда мне мама подарила сумочку; наверно, Бог, да, Бог, я во сне видел Иисуса; то, что меня папа ударил по голове; ничего; запомнилось, как мы заблудились в лесу; как я в первый раз поехала в цирк; у меня папа умер; по-моему, первый раз Новый Год; у Кати есть класс, они там учатся, и я вместе с их классом ездила в цирк.

Вопрос: Что бы ты хотел сделать?

Ответы детей: Чтобы было лето и никогда зимы не было; чтобы мне каждый день давали по два торта; чтобы в садике было больше игрушек, конструкторов, машин; чтобы у меня был настоящий конь; чтобы зла не было; добро сделать.

Вопрос: Что бы ты пожелал взрослым?

Ответы детей: Чтоб они не болели; чтоб они много жили; чтоб они всегда были добрые.

Вот то немногое, чем мы хотели поделиться с вами, уважаемые родители. И в заключении хочется сказать: «Давайте жить с нашими детьми полнокровной, интересной жизнью и радоваться, что она у нас есть!»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.