ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В,, Калабушкина С.В. Формирование навыка письма и организация работы с детьми, имеющими трудности при обучении письму

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования навыка письма и развития письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, принципам организации работы с детьми, имеющими трудности при обучении письму с опорой на исследования советских психологов Выготского Л.С., Лурия А.Р., исследования и методические разработки психофизиолога Безруких М.М. Поднимаются вопросы школьной зрелости, сформированности школьно-значимых функций у детей перед обучением в начальной школе, описаны актуальные школьные трудности и причины их возникновения. В статье обосновывается необходимость выбора педагогом адекватных методик обучения детей с учетом психофизиологических особенностей каждого ребенка. Подчеркивается, что условием успешности методик обучения выступает прежде всего профессиональная компетентность педагога, его уровень знаний основных закономерностей физиологического развития детей. Представлен практический опыт работы ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А. С. Грибоедова» по профилактике рисков школьной дезадаптации и проведению работы с детьми, имеющими трудности в освоении навыка письма. Описаны варианты практических заданий, в том числе с применением цифровых образовательных технологий. Даны примеры диагностики детей на предмет выявления их уровня развития письменных навыков; технологий решения проблемы недостаточной сформированности навыка письма у детей, приемы, которые успешно применяются в работе с детьми по освоению ими навыка письма. Актуализируется важность правильной постановки руки для реализации процесса письма, необходимость обучения ребенка правильному захвату пальцами письменных принадлежностей при письме во избежание перегрузок на мышцы руки. Приведены примеры реализации практики междисциплинарного взаимодействия педагогов при решении вопроса проработки навыка письма с ребенком. Описана модель взаимодействия педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов в вопросе поиска оптимального решения педагогических задач в интересах ребенка. Подчеркивается важность речевого развития и постепенной работы по подготовке ребенка к письму на этапе дошкольного детства, что и определяет успешность дальнейшего обучения в школе.

Список литературы
  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Bookscriptor, 2016.
  2. Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009.
  3. Безруких М.М. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  4. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6–7 и 9–10 лет // Новые исследования. – 2013. – №4 (37). – С. 4–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-mehanizmy-formirovaniya-navyka-pisma-u-detey-6-7-i-9-10-let
  6. Белоусова О.А., Волкова Т.В. Развитие дошкольного образования в рамках образовательного комплекса. – М.: Сфера, 2023.
  7. Белоусова О.А., Волкова Т.В. Развитие профессиональных компетенций педагога как ключевой фактор повышения уровня качества образовательной организации // Электронный журнал «СДО». – 2022. – №4. – С. 2–15.
  8. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. – М.: Сфера, 2020. – 112 с.
  9. Волкова Т.В., Калабушкина С.В., Мансарлийская Л.Ф. Трудности и возможности взаимодействия педагогов дошкольной ступени со школой в едином образовательном комплексе. На примере опыта школ Москвы // Электронный журнал «СДО». – 2021. – №17. https://sdo-practice.ru/journalpril/volkova-tv-kalabushkina-sv-mansarlijskaya-lf-trudnosti-i-vozmozhnosti-vzaimodejstviya-pedagogov-doshkolnoj-stupeni-so-shkoloj-v-edinom-obrazovatelnom-komplekse-na-primere-opyta-shkol-moskvy.html
  10. Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Партнерское взаимодействие педагогов как залог успешной преемственности дошкольной и школьной ступеней образования // Электронный журнал «СДО». – 2021. – №4. https://sdo-practice.ru/journalpril/volkovamasarliyaskaya.html
  11. Выготский Л.С. История высших психических функций // Собрание сочинений. – Т.3. – М., 1983.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
  13. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
  15. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  16. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950
  17. Надо ли биться над почерком? Отвечает Марьяна Безруких / Интервью с М.М. Безруких // Правмир. 6 августа, 2022 [Электронный ресурс] https://www.pravmir.ru/u-rebenka-plohoj-pocherk-on-prosto-lenitsya-ili-eto-zabolevanie-otvechaet-maryana-bezrukih/
  18. Не спешите отдавать детей в школу. 26 октября 2016. Интервью с М.М. Безруких // Корпорация «Российский учебник» [Электронный ресурс] https://rosuchebnik.ru/material/maryana-bezrukikh-ne-speshite-otdavat-detey-v-shkolu/?fbclid=IwAR0s9xyQKABk-dAoQBQIm3lNI6eM0g3ViEhkWhMd2UldYzLlNuqleIDxVhM_aem_AUwh9jeT3kvH_REnv1Wm3IcVNZgYKF6WaFiTODK03kF234J9NJjjrTC5VqMp7OhYAcU
  19. Нужны ли педагогу знания по возрастной физиологии? / Интервью с М.М. Безруких // «Вести образования», 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/28/teacher/6831-nuzhny_li_pedagogu_znaniya_po_vozrastnoy_fiziologii
  20. Педагогическая физиология: учебное пособие / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Форум, 2013.
  21. Прекратите предъявлять детям неадекватные требования. 15.06.2017. Интервью с М.М. Безруких // Проект «Порталы и сайты образовательных организаций» https://eduface.ru/advised_read/prekratite_predyavlyat__detyam_neadekvatnye_trebovaniya
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

обучение письму, речевое развитие, формирование навыка письма, профилактика трудностей обучения, школьная зрелость, школьно-значимые функции, преемственность, профессиональная компетентность педагога, психофизиологические особенности ребенка