ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

В.В.Кузьмина, Н.C.Морозова. Создавай. Наблюдай. Улучшай. Как педагогу создать инструмент, помогающий наблюдать, оценивать и улучшать условия для детского развития

№12 2020 В.В.Кузьмина, Н.C.Морозова. Создавай. Наблюдай. Улучшай. Как педагогу создать инструмент, помогающий наблюдать, оценивать и улучшать условия для детского развития
Полный текст

Кузьмина Вероника Владимировна – магистрант МГПУ, старший воспитатель детского сада №56 г. Костромы. Призер конкурса Л.С. Выготского

Морозова Наталья Сергеевна – магистрант МГПУ, учитель-логопед, воспитатель ГБОУ Школа №1560 «Лидер» г. Москвы

Как педагогам ориентироваться на детское развитие и при этом не оценивать детские результаты как показатель качества? С этой задачей сталкивается дошкольное образование во всем мире. Одно из решений – оценивать не детей, а условия для их развития. В рамках курса «Образовательные результаты дошкольного образования» магистратуры МГПУ «Проектирование и экспертиза программ дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С. Выготского) магистранты предложили особый вариант оценки условий: чек-листы, оценивающие условия для развития общих способностей детей.

Шиян О.А., ведущий научный сотрудник Лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ.

Современные требования к уровню профессионализма работников во всех сферах человеческой деятельности предполагают умение оценивать свою деятельность с точки зрения ее качества. Другими словами, чем бы вы ни занимались, какую бы работу ни выполняли, необходимо уметь оценивать эту работу, видеть свои сильные с слабые стороны. Так, например, Стандарт (ФГОС ДО) указывает, что оценка эффективности педагогических действий необходима для их дальнейшего планирования.

В сфере дошкольного образования на сегодняшний день существуют общепризнанные надежные инструменты оценки условий организации образовательного процесса. К ним, например, относятся шкалы оценки среды ECERS и SSTEW.

Однако зачастую у педагога возникает потребность провести самостоятельную ревизию положения дел в своем «хозяйстве». Это может касаться как ситуации в группе в целом, так и прояснения отдельного вопроса, являющегося проблемой. Для подобных целей удобнее использовать гибкие инструменты, которые можно «настроить» под конкретную задачу.

Как же быть? Что может стать такими «профессиональными очками», сквозь которые можно увидеть специфику условий, созданных педагогом для развития детских способностей и выявить свои дефициты?

Удобным и функциональным инструментом для оценки может стать чек-лист.

Чек-лист: контрольный список (перечень, таблица, карта, чеклист; англ. checklist) – список факторов, свойств, параметров, аспектов, компонентов, критериев или задач, структурированных особым образом с целью достижения поставленных задач

Этот формат предоставляет педагогу возможность сформировать свой инструмент оценки условий исходя из насущных потребностей, вопросов. В чек-лист можно вносить важные для конкретной ситуации критерии, комплектовать его максимально полно и удобно для себя. Фактически, это конструктор – мобильный, гибкий, наполненный критериями, позволяющими оценить конкретную ситуацию, который можно перестроить под любую задачу.

Приступая к созданию собственного чек-листа, необходимо ответить себе на несколько вопросов:

  1. Что именно я собираюсь оценивать?
  2. Какие критерии могут отражать положение дел в этой сфере?
  3. Какие индикаторы позволяют отследить\заметить\наблюдать состояние критериев: как я могу увидеть, что это есть или этого нет в группе?

«Профессиональными очками» для воспитателей могут стать, в том числе, и чек-листы, каждый из которых направлен на оценку условий для развития одной из общих способностей – регуляторных, коммуникативных, познавательных – и инициативности, как одного из важных новообразований дошкольного детства. 

Предлагаемый материал, четыре чек-листа, разработан в рамках курса «Образовательные результаты дошкольной ступени» магистратуры МГПУ «Проектирование и экспертиза программ дошкольного образования (культурно-исторический подход Л.С.Выготского). 

В основе инструмента – наблюдение за действиями детей в условиях, создаваемых для них педагогом, возможность анализа этих условий. 

Углубившись в специфику развития универсальных способностей, подбирая критерии для оценки и проверяя их на практике, мы убеждались, что создать условия для развития способностей детей – это не только разложить в группе необходимые материалы («выставки» в уголках творчества и экспериментирования, где оборудование и материалы наличествуют – новенькие, блестящие, нетронутые! – не оказывают положительного влияния на развитие творческой и исследовательской деятельности детей), но и способы их подачи, возможности детей работы с ними, а также форма взаимодействия детей и взрослых, организация жизни группы в целом. Нам нужно было найти способ, позволяющий через наблюдаемые проявления получить ответ на поставленный вопрос «Работают ли созданные условия на достижение поставленной задачи и как улучшить эти условия?». 

При создании чек-листа с тщательно подобранными индикаторами появляется возможность получить «профессиональные очки» для наблюдения определенных условий, проанализировать, какие изменения могут происходить в них с детьми и выяснить, что именно нужно делать, чтобы улучшить эти условия. Три шага «Создавай. Наблюдай. Улучшай» могут относиться как к оценке условий для развития детей, так и к оценке действий самих детей – ведь наблюдая за тем, насколько дети активны, увлечены и т.д., можно опосредовано сделать вывод о том, насколько условия стимулируют их активность. 

Чек-листы различаются между собой как структурой, так и способами получения и фиксации информации: некоторые позволяют оценивать условия через наблюдение отдельно за детьми или отдельно за взрослыми, в некоторых добавляется возможность увидеть условия развития способностей в среде или через изучение документации. Но вместе с этим все чек-листы объединяет то, что любые индикаторы, которые педагог пока не наблюдает в своей группе, легко могут быть преобразованы в задачи: прочитав формулировку, можно понять, почему способности, возможно, развиваются недостаточно, и что можно делать, чтобы условия для развития универсальных способностей улучшились, приводили к результату – качественному дошкольному образованию.

Чек-лист «Инициативность» 

Баранова А.А., воспитатель ЧОУ  «Вол­шебный возраст» г. Москвы.

Морозова Н.С., учитель-логопед, воспитатель ГБОУ «Школа №1560  «Лидер» г. Москвы.

Сведенцова Ю.Л., координатор экспериментальной работы ЧОУ «Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой».

Инициативность – одно из ключевых новообразований дошкольного возраста. Именно инициативность позволяет ребенку создавать замысел и не терять его до момента воплощения, планировать свои действия и преодолевать препятствия, по пути определяя и отбирая необходимые ресурсы, и в итоге – достигать поставленной цели.

В соответствии с ФГОС ДО, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности является одним из основных принципов дошкольного образования. Как узнать, реализуется ли этот принцип в работе? Созданы ли условия, необходимые для развития инициативности? И, если созданы, – работают ли они? Одним из возможных путей является оценка педагогом своих педагогических действий и организации среды. 

Предложенный чек-лист включает в себя индикаторы, подробно описывающие действия детей, возможные действия педагога в ситуациях, имеющих отношение к развитию инициативности детей, и варианты организации предметно-пространственной среды. Каждая линейка содержит индикаторы педагогической ситуации. Необходимо отметить 1 из 3-х вариантов, наиболее подходящий к оцениваемой практике. Преобладание отметок в каком-либо столбце определяет ситуацию с наличием необходимых для развития инициативности условий. 

Чек-лист «Регуляторные способности» 

Кузьмина В.В., старший воспитатель  детского сада №56 г.Костромы.

Михайлова Д.Д., воспитатель ГБОУ «Школа №2117» г. Москвы.

Состоит из двух частей. В первой части, выбирая варианты из столбцов «А» или «Б» можно определить, к чему ближе результат вашего взаимодействия с детьми – к послушанию или произвольности. Если не делать различия между этими понятиями, вся работа по развитию регуляторных способностей может быть сведена к формированию умения подчиняться правилам. Произвольность – одно из важнейших новообразований дошкольного детства. Сформированная произвольность (или саморегуляция) – предпосылка школьной зрелости. Произвольность от послушания отличается тем, что произвольное действие осознанно, оно противоположно действию вынужденному, не зависящему от самого человека. Несформированная произвольность на более поздних этапах развития является одной из причин того, что человек не может принять решения без чьего-то указания, в неожиданной ситуации чувствует себя беспомощно, испытывает сложности без внешнего руководства. 

Вторая часть чек-листа раскроет компоненты произвольности и позволит увидеть сильные стороны и выявить дефициты в развитии регуляторных способностей.

Часть 1. «Послушание или произвольность?»

Отметьте один из вариантов «А» или «Б» 

в строке. Выбирайте то, совпадение с которым, на ваш взгляд, проявляется сильнее. Вам нужно будет подсчитать количество отмеченных вариантов и определить, какие ответы («А» или «Б») преобладают.

 Преобладают ответы «А»

Вы хорошо умеете управлять коллективом детей: дети слышат вас, признают ваш авторитет. Вы понимаете необходимость и целесообразность наличия правил и работы с ними. Но умение подчиняться правилам, в том числе и правилу сохранения статичной позы – важный, но не достаточный элемент развития регуляторных способностей. Становление произвольности – это освоение ребенком тех действий, которые до этого взрослые выполняли по отношению к нему: постановка задачи, контроль, оценка. Для этого нужно создать условия. Какие именно – подскажет вторая часть чек-листа.

Преобладают ответы «Б»

Ваш стиль общения с детьми направлен на развитие произвольности. Скорее всего, дети вашей группы могут занять себя, поставить задачу и сделать все, чтобы ее решить, не теряются в ситуации неопределенности – находят какой-то способ решения. Возможности дальнейшей работы по развитию регуляторных способностей подскажет вторая часть чек-листа.

Часть 2. «Признаки развития регуляторных способностей»

Это часть чек-листа поможет увидеть и проанализировать, как развиваются регуляторные способности в конкретной группе. серых горизонтальных ячейках обозначены показатели развития регуляторных способностей.

В столбцах – наблюдаемые индикаторы

Если вы наблюдает то, что описано, поставьте 1 балл в цветной ячейке.

Данный чек-лист позволяет проследить дефициты по конкретным критериям (горизонтально) и дает возможность увидеть направление для приложения усилий (вертикально, по цветам).

Проанализируйте, ячейки какого цвета чаще остаются пустыми? Содержание этих ячеек легко переформулировать в задачи и составить систему действий по их воплощению.

Чек-лист «Коммуникативные способности» 

Каргина О. А., старший воспитатель дет­ского сада №1 г. Костромы.

Смирнова Е.Б., старший методист МБУ «Городской центр обеспечения качества образования» г. Костромы.

Этот чек-лист позволит определить, насколько созданы условия для развития коммуникативных способностей у дошкольников с точки зрения отношений «я-другой» и «мы как группа».

Коммуникативные способности – это умение взаимодействовать с партнерами, сотрудничать и возражать, работать в команде, быть частью детско-взрослого сообщества. Важно, какие именно коммуникативные умения приобретают дети, какие новообразования в этой сфере окажутся значимыми для их развития в целом, в том числе и за пределами дошкольного возраста. 

Оценивая, необходимо выбрать частоту проявления\присутствия индикатора «да», «нет», «не всегда».

«да» – данный индикатор присутствует, легко наблюдаем в группе дошкольников.

«не всегда» – данный индикатор не всегда возможно наблюдать в группе.

«нет» – данный индикатор отсутствует, либо не работает и его невозможно наблюдать в группе.

Чек-лист «Познавательные способности»

Билецкая М.Н., воспитатель ГБОУ «Школа №1799» г. Москвы.

Ливенцева В.А., старший воспитатель ГБОУ «Школа №1504» г. Москвы.

Клочкова Ю.В., магистрант МГПУ.

Медведева Е.Ю., воспитатель ГБОУ «Школа №627» г.Москвы.

В чек-листе выделяются 5 ориентиров познавательного развития: 

1. Интерес, любознательность, детские вопросы, включённость в проблемные ситуации;

2. Заинтересованность в решении задач, умении задавать вопросы, использование знаковых средств для решения задач (планы, схемы и т.п.);

3. Аргументированность ответов, умение устанавливать причины и следствия;

4. Способность придумывать новое при решении задач на воображение, нестандартные решения;

5. Умение создавать и воплощать замысел, сюжет, событие.

Чек-лист позволяет оценить условия развития познавательных способностей, держа в фокусе действия педагога, отклик детей на эти действия и то, как это отражается в среде дошкольной группы

Рассматривая один критерий через три фокуса, можно с наибольшей точностью определить сильные и слабые места в профессиональной деятельности. 

Для того, чтобы чек-лист максимально полно описывал условия, составляя его, мы анализировали ситуацию с трех разных позиций: воспитателя, родителя и старшего воспитателя.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.