ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Якшина А.Н., Крашенинникова Е.В., Филимонова Н.В., Малышева О.А., Сысолятина Е.П., Воробьева Л.В., Урсуленко Л.М. ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ САДАМИ. Как вырастить соучастие в детском саду? Опыт Павловской гимназии

Аннотация

Якшина Анна Николаевна, научный сотрудник Лаборатории развития ребенка МГПУ:

— Соучастие с дошкольниками — образовательная практика, без которой сложно представить современное образование, ориентированное на поддержку детской субъектности и творчества. В ее основе лежит признание права детей выражать свое мнение и принимать участие в решениях, которые их непосредственно касаются.

Когда в детском саду реализуется принцип соучастия, дети могут влиять на содержание образовательного процесса, участвовать в принятии повседневных решений в группе, вместе с педагогами создавать предметно-пространственную среду и т.д. То есть голос ребенка не просто звучит, взрослые его слышат, учитывают и создают специальные условия для того, чтобы все дети могли выразить свое мнение. Для педагога — это настоящий вызов: как найти подходящие инструменты, чтобы дать возможность детям реализовать свое право? Как не подменить соучастие пустыми разговорами о нём, а сделать для детей осязаемыми эффекты их решений? Это всегда выход из зоны комфорта, открытость к честному диалогу с детьми и готовность вместе решать возникающие проблемы, смелый шаг в неопределенность, на который не каждый отважится. И чтобы практика соучастия проросла, не зачахла, а наоборот, расцвела, необходим комплексный подход, в основе которого — изменение отношений на разных уровнях внутри детского сада.

Эта беседа состоялась между педагогами, влюбленными в идею соучастия с детьми, пробующими в двух разных детских садах шаг за шагом прокладывать свой путь навстречу соучастию. Наталья Филимонова и Екатерина Крашенинникова в детском саду №547 устраивают вместе с детьми соучаствующие праздники, а команда педагогов из Павловской гимназии меняет пространство сада с участием детей, делая это уникальной частью образовательного процесса. После гостевания в Павловской гимназии Наталья и Екатерина расспрашивали коллег о том пути, которым они идут навстречу подлинному соучастию с детьми.

Собеседники

Спрашивали:

Крашенинникова Екатерина Викторовна, педагог-психолог.

Филимонова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель, ГБОУ «Школа №547», Москва, Россия

Отвечали:

Малышева Ольга Александровна, воспитатель.

Сысолятина Елена Петровна, воспитатель.

Воробьева Лариса Валерьевна, заместитель директора по УВР по дошкольному образованию (на момент записи интервью).

Урсуленко Людмила Михайловна, методист, АНО «Павловская гимназия», Московская область, Россия

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).