ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Юнькина Е.А., Труханова Ю.А. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития у детей на базе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Опыт работы

Полный текст

Юнькина Елена Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, ТПМПК при МОУ школа-интернат №3 «Развитие», г.о. Люберцы, Московская область, younkinaelena@gmail.ru

Труханова Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», кафедра «Специальное (дефектологическое) образование», г. Москва, boskis@yandex.ru

В статье представлен опыт работы Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по комплексному сопровождению детей с нарушениями развития раннего возраста.

Ключевые слова: ранняя диагностика и коррекция, психолого-педагогическое сопровождение, нарушения развития, ранний возраст, центр ПМПС.

 

В системе специальной коррекционной помощи одним из важнейших направлений является диагностика и коррекция нарушений развития детей раннего возраста (до трех лет). На ранний возраст приходятся активное развитие речи, эмоциональной сферы, интеллектуальных умений и личности ребенка. Мозг ребенка этого возраста гораздо более пластичен, что создает большие возможности для компенсации нарушений психофизического развития и снижения вероятности развития вторичных отклонений.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране не сложилось единой системы раннего выявления детей с отклонениями в развитии, поэтому далеко не все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, своевременно попадают в поле зрения специальных педагогов. На региональном уровне система ранней помощи детям может быть построена на базе психолого-медико-социальных или реабилитационных центров, а также дошкольных образовательных и специальных (коррекционных) учреждений [2, 3].

Работа по раннему выявлению и последующему сопровождению и коррекции выявленных отклонений в развитии проводилась на базе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Люберцы Московской области (МУДО ЦППМСП г. Люберцы) на протяжении более двадцати лет. В течение этого периода работающая на базе Центра психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) на постоянной основе осуществляла дифференцированную диагностику нарушений развития у детей:

  1. поступающих в дошкольные образовательные учреждения;
  2. направляемых для обследования медицинскими учреждениями района, органами социальной поддержки и др.;
  3. по запросу родителей.

Как правило, если говорить о ранней диагностике, это дети от 1,5 до 3 лет. Обследование детей раннего возраста проводилось в игровой форме на комиссии ПМПК или в ходе специально организованных диагностических занятий. При обследовании специалисты опирались на программы ранней диагностики детей с отклонениями в развитии, разработанные отечественными учеными (Е.А. Стребелева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Пантюхина и др.). Большое внимание уделялось также опросу и анкетированию родителей.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста предусматривала, помимо раннего начала абилитационной работы, непрерывность и дифференцированность помощи, проведение диагностических мероприятий на всех этапах работы, преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, центрами развития, медицинскими и социальными учреждениями.

Основными целями комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста являлось нивелирование дизонтогенеза, развитие сенсомоторной базы и стимулирование речевого развития.

В Центре ППМСП г. Люберцы проводились регулярные коррекционные занятия с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития, нарушениями зрения, слуха, в том числе у детей после кохлеарной имплантации, нарушениями эмоционально-волевой сферы, а также комплексными нарушениями развития.

Работа проводилась в различных организационных формах: индивидуальные и малогрупповые занятия, а также занятия в игротеке и мультисенсорной комнате. Занятия проводились специалистами Центра – логопедами, психологами, учителями-дефектологами; с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения, работали сурдопедагог и тифлопедагог. При необходимости, особенно в случае комплексных нарушений развития, с ребенком занимались несколько специалистов.

На основании результатов диагностики разрабатывалась индивидуальная программа развития ребенка, включающая три блока:

1)  диагностический – комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка в ходе коррекционно-развивающих занятий и эффективности программы его развития;

2)  коррекционный блок – выбор способов освоения знаний и умений, активизация компенсаторных механизмов, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в развитии детей; а также обучение родителей и активное включение их занятия с ребенком;

3) воспитательный блок направлен на развитие самостоятельности ребенка, усвоение нравственных норм и правил поведения, воспитание положительных качеств личности.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста на базе Центра диагностики и консультирования основывалось на принципах комплексного, индивидуального и дифференцированного подхода, доступности (возможностям детей), поэтапности, активного вовлечения социального окружения ребенка в коррекционно-развивающий процесс.

Для работы с детьми с нарушениями слуха и речи важным принципом является использование двигательно-кинестетической стимуляции в развитии сенсорных и речевых функций. Например, в целях активизации развития артикуляционной моторики и общей речевой функции детей раннего возраста на занятиях специалистами Центра активно использовалась речедвигательная ритмика, а также элементы так называемой «пластики тела», разработанной в рамках верботональной методики обучения детей с нарушениями развития. В целях уточнения слухоречевых кинестезий использовалась также работа с низкочастотными звучаниями на слухоречевом тренажере.

Работа с низкочастотным диапазоном звучания позволяет задействовать наиболее «ранние образования» (структуры) головного мозга, что положительно влияет на развитие правильного звукопроизношения, позволяет более эффективно развивать темпоритмическую сторону речи. Введение в коррекционные занятия элементов «речи с движением», а также работа с низкочастотным диапазоном не только результативны, но и, что очень важно, позволяют организовывать занятия с маленькими детьми в занимательной игровой форме, стимулируют их собственную активность и самостоятельность.

Занятия с детьми раннего возраста проводились в Центре диагностики и консультирования при активном участии родителей. Опыт показал, что эффективность выше там, где родители маленьких детей становились непосредственными участниками коррекционной работы. Принимая участие в занятиях в Центре, родители осваивали методические приемы формирования необходимых навыков, получали опыт правильного взаимодействия с ребенком и начинали лучше понимать его особенности и возможности, оценивать уровень его развития. Кроме того, родители получали консультации специалистов, а также необходимую методическую литературу и дидактические материалы для домашних занятий.

На базе Центра совместно с МГГУ им. М.А. Шолохова проводилась научная работа, направленная на совершенствование диагностической и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи. В частности, с 2010 по 2016 гг. проводилось исследование особенностей в развитии детей младшего возраста после кохлеарной имплантации с дальнейшим определением направлений и организационных форм коррекционной работы с детьми, анализ и оценка результатов проводимой коррекционной работы [1, 5]. Еще одним направлением было исследование возможностей развития и разработка программы формирования такого важнейшего психического процесса, как воображение, у дошкольников со слухоречевыми нарушениями, начиная с младшего возраста [4].

Проведенные исследования позволили не только выявить особенности протекания процессов развития детей с нарушениями слуха и речи, определить направления коррекционной работы, но и в целом оценить возможности Центра ПМПС как организационной формы сопровождения детей с нарушениями развития.

Список литературы

  1. Минеева Т.Н., Труханова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации на базе ПМПС центра // Клиническая и специальная психология. – 2013. – №4. – С. 47–58.
  2. Мясникова Л.В., Соловьева И.Л.Проблема создания государственной системы ранней коррекционной помощи слепым и глухим детям // Специальное образование. – 2022. – №3(67). – С. 133–146.
  3. Разенкова Ю.А. Регионально-муниципальная модель ранней помощи // Альманах института коррекционной педагогики. Ранняя помощь: лучшие региональные практики. – 2018. – №33. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/regional-municipal-model-of-early-intervention.
  4. Труханова Ю.А. Исследование сформированности воображения у слабослышащих дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – № 1 (28). – С. 28–32.
  5. Труханова Ю.А., Михайлова Г.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей после кохлеарной имплантации на ранних этапах абилитации // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: МГГУ, 2014. – С. 302–307.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.