Юнькина Елена Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, ТПМПК при МОУ школа-интернат №3 «Развитие», г.о. Люберцы, Московская область, younkinaelena@gmail.ru
Труханова Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», кафедра «Специальное (дефектологическое) образование», г. Москва, boskis@yandex.ru
В статье представлен опыт работы Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи по комплексному сопровождению детей с нарушениями развития раннего возраста.
Ключевые слова: ранняя диагностика и коррекция, психолого-педагогическое сопровождение, нарушения развития, ранний возраст, центр ПМПС.
В системе специальной коррекционной помощи одним из важнейших направлений является диагностика и коррекция нарушений развития детей раннего возраста (до трех лет). На ранний возраст приходятся активное развитие речи, эмоциональной сферы, интеллектуальных умений и личности ребенка. Мозг ребенка этого возраста гораздо более пластичен, что создает большие возможности для компенсации нарушений психофизического развития и снижения вероятности развития вторичных отклонений.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране не сложилось единой системы раннего выявления детей с отклонениями в развитии, поэтому далеко не все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, своевременно попадают в поле зрения специальных педагогов. На региональном уровне система ранней помощи детям может быть построена на базе психолого-медико-социальных или реабилитационных центров, а также дошкольных образовательных и специальных (коррекционных) учреждений [2, 3].
Работа по раннему выявлению и последующему сопровождению и коррекции выявленных отклонений в развитии проводилась на базе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Люберцы Московской области (МУДО ЦППМСП г. Люберцы) на протяжении более двадцати лет. В течение этого периода работающая на базе Центра психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) на постоянной основе осуществляла дифференцированную диагностику нарушений развития у детей:
Как правило, если говорить о ранней диагностике, это дети от 1,5 до 3 лет. Обследование детей раннего возраста проводилось в игровой форме на комиссии ПМПК или в ходе специально организованных диагностических занятий. При обследовании специалисты опирались на программы ранней диагностики детей с отклонениями в развитии, разработанные отечественными учеными (Е.А. Стребелева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Пантюхина и др.). Большое внимание уделялось также опросу и анкетированию родителей.
Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста предусматривала, помимо раннего начала абилитационной работы, непрерывность и дифференцированность помощи, проведение диагностических мероприятий на всех этапах работы, преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, центрами развития, медицинскими и социальными учреждениями.
Основными целями комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста являлось нивелирование дизонтогенеза, развитие сенсомоторной базы и стимулирование речевого развития.
В Центре ППМСП г. Люберцы проводились регулярные коррекционные занятия с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития, нарушениями зрения, слуха, в том числе у детей после кохлеарной имплантации, нарушениями эмоционально-волевой сферы, а также комплексными нарушениями развития.
Работа проводилась в различных организационных формах: индивидуальные и малогрупповые занятия, а также занятия в игротеке и мультисенсорной комнате. Занятия проводились специалистами Центра – логопедами, психологами, учителями-дефектологами; с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения, работали сурдопедагог и тифлопедагог. При необходимости, особенно в случае комплексных нарушений развития, с ребенком занимались несколько специалистов.
На основании результатов диагностики разрабатывалась индивидуальная программа развития ребенка, включающая три блока:
1) диагностический – комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка в ходе коррекционно-развивающих занятий и эффективности программы его развития;
2) коррекционный блок – выбор способов освоения знаний и умений, активизация компенсаторных механизмов, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в развитии детей; а также обучение родителей и активное включение их занятия с ребенком;
3) воспитательный блок направлен на развитие самостоятельности ребенка, усвоение нравственных норм и правил поведения, воспитание положительных качеств личности.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста на базе Центра диагностики и консультирования основывалось на принципах комплексного, индивидуального и дифференцированного подхода, доступности (возможностям детей), поэтапности, активного вовлечения социального окружения ребенка в коррекционно-развивающий процесс.
Для работы с детьми с нарушениями слуха и речи важным принципом является использование двигательно-кинестетической стимуляции в развитии сенсорных и речевых функций. Например, в целях активизации развития артикуляционной моторики и общей речевой функции детей раннего возраста на занятиях специалистами Центра активно использовалась речедвигательная ритмика, а также элементы так называемой «пластики тела», разработанной в рамках верботональной методики обучения детей с нарушениями развития. В целях уточнения слухоречевых кинестезий использовалась также работа с низкочастотными звучаниями на слухоречевом тренажере.
Работа с низкочастотным диапазоном звучания позволяет задействовать наиболее «ранние образования» (структуры) головного мозга, что положительно влияет на развитие правильного звукопроизношения, позволяет более эффективно развивать темпоритмическую сторону речи. Введение в коррекционные занятия элементов «речи с движением», а также работа с низкочастотным диапазоном не только результативны, но и, что очень важно, позволяют организовывать занятия с маленькими детьми в занимательной игровой форме, стимулируют их собственную активность и самостоятельность.
Занятия с детьми раннего возраста проводились в Центре диагностики и консультирования при активном участии родителей. Опыт показал, что эффективность выше там, где родители маленьких детей становились непосредственными участниками коррекционной работы. Принимая участие в занятиях в Центре, родители осваивали методические приемы формирования необходимых навыков, получали опыт правильного взаимодействия с ребенком и начинали лучше понимать его особенности и возможности, оценивать уровень его развития. Кроме того, родители получали консультации специалистов, а также необходимую методическую литературу и дидактические материалы для домашних занятий.
На базе Центра совместно с МГГУ им. М.А. Шолохова проводилась научная работа, направленная на совершенствование диагностической и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи. В частности, с 2010 по 2016 гг. проводилось исследование особенностей в развитии детей младшего возраста после кохлеарной имплантации с дальнейшим определением направлений и организационных форм коррекционной работы с детьми, анализ и оценка результатов проводимой коррекционной работы [1, 5]. Еще одним направлением было исследование возможностей развития и разработка программы формирования такого важнейшего психического процесса, как воображение, у дошкольников со слухоречевыми нарушениями, начиная с младшего возраста [4].
Проведенные исследования позволили не только выявить особенности протекания процессов развития детей с нарушениями слуха и речи, определить направления коррекционной работы, но и в целом оценить возможности Центра ПМПС как организационной формы сопровождения детей с нарушениями развития.
Ваша корзина пуста