ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Ю.В. Бахонская. Технология построения эффективного социального взаимодействия в образовательной сфере

№18 2020 Ю.В. Бахонская.  Технология построения эффективного социального взаимодействия  в образовательной сфере
Полный текст

Бахонская Юлия Вячеславовна – педагог-психолог ГБДОУ №69 Выборгского района, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены концептуальные основы, развития социального взаимодействия. Показана возможность применения авторской технологии предупреждения деформации взаимоотношений для развития эффективного социального взаимодействия в образовательной сфере.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, воспитание, развитие, педагогическая технология, технологическое, педагогическое, содержательное знание, проектный эксперимент.

Понятие «социальное взаимодействие», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые принято рассматривать как синонимы понятия «социальное взаимодействие»: – это «развитие личности» и «воспитание». Воспитание подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, а социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

Содержание понятия «социального взаимодействия» исторически изменялось, вместе с расширением смыслового значения термина «социализация». Социальная философия XIX в. считала человеческую природу агрессивной и эгоистичной, социализация трактовалась как процесс ее преобразования и выработки про-социальных установок. Позже, когда выяснилось, особенно после К. Маркса, что человек изначально является общественным существом, социализация приобрела более конкретные очертания. Социологи-функционалисты XX в. (Т. Парсонс, Р. Мертон) видят в ней не столько битву между индивидом и обществом, сколько постепенное и плавное приспособление индивида к требованиям социальной системы путем усвоения принятых в ней правил, ролей и ценностей. Однако индивид при этом выглядит скорее объектом, чем субъектом социального процесса. Символический интеракционизм (Д.Г. Мид, И. Гофман) ставит в центр внимания межличностное взаимодействие, в ходе которого индивид не только воспринимает ожидания конкретных других и обобщенного другого (общество, социальная группа), но и конструирует свою собственную субъективную реальность.

Важный вклад в теорию социализации внесли психоанализ, когнитивная психология и лингвистика. В классической психоаналитической концепции к понятию «социальное взаимодействие» высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. В теории С. на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе (фрейдизм), на другом – учёные, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.

Американский психиатр Э. Эриксон подчеркивал, что даже стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития человека отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать. И тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что воспитание ребенка ориентированно на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения с первого дня его жизни. Эго идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у ребенка чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». [1]

Английский психоаналитик Дональд Винникот утверждал, что существуют два различных принципа: врожденные тенденции ребенка и создаваемая родителями обстановка. [2] Жизнь определяет их взаимодействие между собой. Сначала это взаимодействие происходит дома, но затем продолжается в детском саду, в школе, в дружбе.

Известно, что ребенок развивается в окружении взрослых, оказывающих ему помощь в получении и использовании знаний и социальных умений. Иногда это осуществляется с помощью жестких требований и давления на ребенка, иногда – посредством формирования его самостоятельных действий. Однако независимо от степени свободы, ребенок осуществляет деятельность, в которой происходит его развитие, оказывающее существенное влияние на формирование личности.

Если встреча ребенка с социумом травмирует и нарушает его индивидуальность, это влияет на его развитие и не создает условия для освоения моральных ценностей и культуры общества.

Опыт практической деятельности в области развития социальных взаимоотношений привел к созданию авторской «Технологии предупреждения деформации отношений», опубликованной в материалах Всероссийской научно-практической конференции. [3].

Технология предполагает использование моделей развития, обеспечивающих проведение ребенка через стадии психологического развития, расширяя концепцию воспитания и предупреждая психосоматические расстройства детей.

«Технология предупреждения деформации отношений» была представлена на ярмарке педагогических идей «Творческий диалог на языке инновационных технологий» проводимой ресурсным центром школы № 619 16 мая 2008 года. Технология имеет четкую структуру, состоящую из 4-х этапов, охватывает все этапы деятельности от предадаптации до рефлексии. Каждый этап описан очень подробно и четко, представлена горизонтальная структура этапов и алгоритмы их прохождения. Результат каждого этапа понятен и достижим.

Последовательная реализация технологического цикла позволяет решить следующие задачи:

• создать естественные условия для адаптации дошкольников и школьников;
• привлечь родителей и обеспечить их активное участие в жизни детей;
• повысить обучаемость детей за счет снятия эмоционального напряжения;
• привести в соответствие психологическое и возрастное развитие детей.

Использование «Технологии предупреждения деформации отношений» в условиях дошкольной ступени и начальной школы позволит снять эмоциональное напряжение детей в адаптационный период, обеспечит плавную социализацию, оптимизирует работу с родителями и педагогами, подготовит детей к социализации.

Технология прошла экспериментальную апробацию и имеет положительные отзывы.

Данная разработка была апробирована и внедрена в работу следующих образовательных учреждений: ГОУ школа № 619 Калининского района, ГОУ школа № 569 Невского района, прогимназии № 675 «Талант» Красносельского района в 2005-2011 учебных годах.

«Технология предупреждения деформации отношений» компактна и удобна в применении в условиях работы дошкольного отделения ГОУ и начальной школы. Она позволяет, не нарушая естественного педагогического процесса получать психологическую информацию, как об отдельных учениках (воспитанниках), так и о классе (группе) в целом. При этом четко определены и описаны этапы технологического цикла, диагностика, развивающие занятия, коррекция, работа с педагогами и родителями. Технология дает возможность оценить различные стороны учебной деятельности учащихся, развития воспитанников и выявить общие и частные характеристики личностного развития детей. Это важно для своевременного выявления детей с нарушением возрастного развития, социальной адаптации, эмоционального и коммуникативного развития, учебной деятельности и оказания им необходимой психолого-педагогической помощи.

Концептуальной основой, представленной технологи является Психоаналитическая концепция, в частности Теория объектных отношений.

Технология обладает признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью; управляемость технологией включает диагностическое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

Представленная технология эффективна по результатам (данные мониторингов) и оптимальна по затратам так как не требует дополнительного оснащения учебного процесса. Воспроизводимость технологии подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) представленной технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру представленной технологии, которая включает:

• концептуальную основу;
• содержательный компонент обучения;
• технологический цикл.

Концептуальная часть: – методологической основой технологии является принцип детерминизма, системный подход, принцип развития сознания в деятельности, структурно-генетический подход, принцип построения модели психики пациента. Анализ динамики субъективного мира проводился на основе концепции «линий развития» А.Фрейд (A.Freud, 1965). Анализ субъективного мира проводился на основе концепции «репрезентативного мира» Дж.Сандлера (J.Sandler, 1962). Исследование репрезентаций «значимых других» опиралось на концепцию «объектных отношений» (M.Klein, 1933; D.Winnicott, 1963). Исследование репрезентаций символического значения у детей опиралось на принцип культурно-исторической обусловленности психического развития человека (Л.С.Выготский, 1983).

Содержательная часть: – технология включает цели – общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Общая цель сопровождения социально-эмоционального развития – предотвратить возникновение личностных нарушений или остановок в личностном развитии, содействовать детям и подросткам в разрешении их внутренних конфликтов и возобновлении личностного роста. Для достижения поставленной цели задачами сопровождения социально-эмоционального развития будут являться: как можно более раннее выявление проблем эмоционального плана, определение их объективных и субъективных причин и дальнейшая психокоррекционная работа, направленная на нивелирование негативных эмоций детей. Разработанная Технология предупреждения деформации отношений предполагает использование моделей воспитания, проводящая ребенка через стадии психологического развития и создает условия для его адекватного взаимодействия с родителями и социумом. Это позволяет расширить концепцию воспитания и обеспечивает профилактику психо– соматических расстройств.

В отечественной и зарубежной литературе термин «модель» имеет неоднозначную трактовку. Американский философ М. Вартофский отмечает, что «с одной стороны, модель – воплощение идеи, а с другой – она в динамическом аспекте является средством реализации цели». Наряду с таким общим конструктивным пониманием модели можно считать, что модель воспитания – это проектируемая система, которая, отображая и воспроизводя процесс целостного воздействия на системный объект (ситуацию развития ребенка), дает возможность изучать не только реально существующие явления, связи, тенденции, корректировать выявленную деформацию и получать прогностические представления о динамике развития. В таком случае моделирование, являясь инструментом научного познания и решения практических задач, выступает в качестве основного метода проектирования реальной системы воспитания, обучения и образования.

Если ближайшее окружение ребенка, в силу разных причин, оказывается не готовым принять ребенка вместе с его противоречивыми чувствами и отношениями, последствия для развития дефицитарного образа «Я» будут весьма вероятны. Если забота матери о своем ребенке, ее функция отзеркаливания оказывается непредсказуемой, нестабильной, тревожной или враждебной, если в жизни ребенка, особенно на первом году, были разлуки с близкими, болезни, травмы, госпитализации, если ребенок растет в ассоциальной обстановке, тогда процесс индивидуации протекает без надежной и прочной точки опоры. В таком случае, точкой опоры может являться индивидуальная воспитательная модель взаимоотношений с ребенком, созданная в рамках социума. Дети растут и развиваются, базовые витальные потребности сменяются экзистенциальными, но задачей социального окружения должно оставаться создание условий, обеспечивающих их гармоничное развитие и личностный рост.

Цикл Технологии предупреждения деформации отношений включает четыре этапа:

• I этап – предадаптации;
• II этап – адаптации;
• III этап – развивающих занятий;
• IV этап – рефлексии, определение уровня эффективности реализуемой цели.

Этапы Технологии остаются неизменными на протяжении всего периода психологического сопровождения развития ребенка, но в зависимости от возрастных особенностей, меняются программы развивающих занятий и используемые диагностические методики.

На протяжении 5 лет работы Технологии мы убедились в том, что необходимо расширение области использования технологии совместно с учителями, одновременно с этим, помогая педагогам – как учителям средних школ, так и другим участникам образовательного процесса, совершенствовать процесс преподавания с использованием технологий. Эта работа позволила получить новые данные, как с теоретической, так и с практической точки зрения.

В педагогике принято рассматривать понятие «педагогическая технология» в трех аспектах:

В научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

В процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

В деятельностном – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом техни­ческих и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В статье Пани Мишры и Мэтью Кёлера «Технологическое педагогическое содержательное знание: структура знаний преподавателя» [4] предлагается рассматривать концептуальную структуру образовательных технологий, основываясь на данной формулировке «педагогического содержательного знания», и применить данную концепцию на явление интеграции учителями технологии в их педагогический процесс. Авторы подчеркивают, что вдумчивое использование технологий в педагогике требует развития комплексной, зависящей от условий, формы знания, которую мы называем Технологическое Педагогическое Содержательное Знание (ТПСЗ). Подчеркивается комплексная роль и взаимодействие между тремя основными составляющими образовательной среды: содержанием, педагогикой и технологией. Эта модель интегрирует технологии различных уровней: теоретического, педагогического, методологического. В представленной статье авторы приводят теоретические основы, примеры подходов преподавания, основанных на разработанной структуре, и иллюстрируют примеры методологических достижений, являющихся результатом данной работы.

Частью проблемы, по мнению авторов статьи, является тенденция к изучению технологии, а не к попытке понять, как она может быть использована. Ведь только внедрения технологии в образовательный процесс недостаточно.

В последнее время большое внимание уделяется вопросу «Что же должны знать учителя, чтобы должным образом внедрить технологию в процесс обучения?» (International Society for Technology in Education, 2000; National Council for Accreditation of Teacher Education, 1997; U.S. Congress Office of Technology Assessment, 1995; U.S. Department of Education, 2000; Zhao, 2003).

Большинство исследований по образовательным технологиям содержат рассмотрение конкретных случаев, примеры передового опыта или описание применения новых педагогических средств. Безусловно, рассмотрение конкретных случаев, детальные примеры передового опыта и разработка новых средств для обучения очень важны для понимания системы. Но это только первые шаги на пути к развитию единой теоретической и концептуальной базы, которая в дальнейшем позволит нам разработать и определить основные темы и концепции, которые будут применены в различных ситуациях и на различных практических примерах.

Пока не изучено влияние технологии с точки зрения теоретической перспективы, педагогика будет продолжать близоруко и бессистемно определять отдельные части задачи в разных аудиториях и разбивать на части исследовательские задачи.

Процесс развития теории образовательной технологии сложен тем, что он требует четкого понимания сложных взаимоотношений и взаимосвязей. Кроме того, сложно изучать причину и следствие, когда учителя, классные комнаты, служебные отношения и задачи учебного плана различны в каждом отдельном случае. Один из подходов, так называемый проектный эксперимент, уделяет большое внимание степени интеграции и в последнее время приобрел большую известность при исследовании образовательного процесса. Проектные эксперименты, в качестве исследовательской методики, уделяют особое внимание детальной реализации и изучению воздействий, определяя при этом учебные цели во всем многообразии реальных условий. Этот подход подтверждает сложности системы преподавания в школе и помогает как специалистам – практикам, так и исследователям, разрабатывать теоретические идеи, являющиеся основой для практического применения. Проектный эксперимент сужает пропасть между исследовательской деятельностью и практикой, между теорией и практическим применением.

Основа нашей структуры – это понимание того, что преподавание является очень сложным видом деятельности, который требует наличия разнообразных знаний. Преподавание – это комплексная когнитивная деятельность, осуществляемая в плохо структурированных динамически меняющихся условиях (Leinhardt & Greeno, 1986; Spiro, Coulson, Feltovich, & Anderson, 1988; Spiro, Feltovich, Jacobson, & Coulson, 1991).

В настоящее время существует потребность активизации разработки и внедрения программ не только общей теоретической, но и практической психологической подготовки педагогических кадров.

Одним из возможных вариантов формирования культуры совместной работы педагогов и психологов, расширяющей традиционное представление о классно-урочной системе может быть совместная разработка развивающих занятий, включающая апробирование и внедрение альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса. А именно – совместная работа с использованием игр-тренингов, арт-терапии, телесного осознания, ознакомление с принципами работы компенсаторных, коррекционных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании.

Обобщив опыт работы, мы расширили область применения и саму технологию с обучающей до образовательной, и предложили программу повышения квалификации педагогического персонала «Технология предупреждения деформации взаимоотношений участников образовательного процесса» (ТПДВ). Программа опубликована в материалах 13-й международной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе». [5]

Представленная программа обеспечивает создание модели взаимоотношений педагога с участниками образовательного процесса, расширяет знания педагогов в области психологии возрастного развития детей и предоставляет условия для приобретения опыта практического применения полученных знаний непосредственно на рабочем месте. Обучающиеся приобретают навыки практического применения полученных знаний, в том числе через опосредованное воздействие педагога на семью, формирующее положительную мотивацию к сотрудничеству со стороны родителей.

Организация учебного материала предполагает деление дисциплины на теоретические и практические модули, которые взаимно дополняют друг друга. Теоретические модули направлены на освоение теоретических основ технологии ПДО, а именно ознакомление с концептуальными подходами «Теории объектных отношений». Практические модули ориентированы на применение приобретенных знаний для создания методической разработки уроков-тренингов, апробации ее в реальном учебном процессе, оформления и представления итоговой выпускной работы. Именно поэтому в названии технологии произошли изменения с технологии предупреждения деформации отношений (ребенка с окружающим миром), на технологию предупреждения деформации взаимоотношений (как взаимную коммуникацию в рамках социума).

Список литературы

1. Бахонская Ю.В. В мир новых впечатлений системно-ориентированная психологическая помощь в образовательном процессе: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. «Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе: проблемы, ресурсы, инновации». СПБ АППО, НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2011. – С. 54. ISBN 978-5-7422-3168-4

2. Бахонская Ю.В., Федина Н.В. Тренинг использования альтернативных форм взаимодействия участников образовательного процесса, Курсы повышения квалификации в рамках технологии предупреждения деформации взаимоотношений»: материалы 13-й международной науч.-практ. конф. «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе». ФГНУ ИПООВ РАО, РГПУ им.Герцена, «Тюменский областной гос.институт развития регионального образования», 2012. – С. 259. ISBN 978-5-9592-0160-9

3. Винникот Д. Разговор с родителями. М.: Независимая фирма «Класс», 1995. –С. 76–80.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

5. PUNYA MISHRA, MATTHEW J. KOEHLER. Technological Pedagogical Content Knowledge: A Framework for Teacher Knowledge. Michigan State University 108(6), 1017–1054.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.