ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Юзбашян А.Т. Арт-терапия как средство организации коррекционно-логопедической работы по развитию речи у дошкольников с ТНР: теоретические аспекты

№9 2023 Юзбашян А.Т. Арт-терапия как средство организации коррекционно-логопедической работы  по развитию речи у дошкольников с ТНР: теоретические аспекты
Полный текст

Юзбашян Анна Тарасовна, магистрант Южного федерального университета, кафедра специального (дефектологического) образования, г. Ростов-на-Дону; учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10, г. Новочеркасск, Ростовская область, anyutachebonyan@mail.ru

В рамках данного исследования был проведен теоретический анализ по проблеме использования средств и методов арт-терапии в коррекционно-логопедической работе по развитию речи у дошкольников с ТНР. Целью исследования является систематизация, анализ и обобщение теоретических аспектов использования арт-терапии в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР. Задачи исследования обусловлены его целью и предполагают: определение общих характеристик речевого развития детей с ТНР, освещение эффективных видов арт-терапии, анализ исследований с отражением практического опыта использования средств арт-терапии в работе по речевому развитию дошкольников с ТНР.Объектом исследования является коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у дошкольников с ТНР. Предмет исследования: арт-терапия как средство организации коррекционно-логопедической работы по развитию речи у дошкольников с ТНР. В результате проведенного анализа было отмечено, что арт-терапия в логопедии и психологии является методом, который, используя возможности творчества и искусства, стимулирует речевое развитие и познавательные процессы дошкольников с ТНР. Исследование проводилось с использованием таких общенаучных методов теоретического анализа, как синтез, обобщение, структурирование, систематизация.

Ключевые слова: арт-терапия, коррекционно-логопедическая работа, дошкольники с ТНР, развитие речи, стимуляция речевого развития, арт-педагогика.

Введение

В рамках современного развития общества и культуры происходит также изменение структуры и содержания образовательной системы. Познание мира ребенком происходит в процессе его развития и обучения в условиях определенного культурно-образовательного пространства. Учитывая изменчивость современной реальности и увеличение количества дошкольников с различными речевыми нарушениями, отмечается необходимость поиска новых, инновационных, творческих методов коррекционной работы.

Одним из таких методов является арт-терапия, которая в образовательном пространстве получила свое развитие в рамках арт-педагогики. Истоки формирования арт-педагогики были заложены Е.А. Медведевой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Ю.С. Шевченко и другими авторами. Арт-терапия, которая используется как метод арт-педагогики и предполагает организацию коррекционной работы по всестороннему развитию детей с применением искусства и творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, театрально-игровой и т.д.), в настоящее время широко используется в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи различной степени и сложности. В рамках коррекционных программ методы и средства арт-терапии обозначаются как арт-педагогические технологии.

Использование технологии искусства в специальном и общем образовании обеспечивает актуализацию одновременно зрительного, слухового, тактильного восприятия, способствует более глубокому «погружению» ребенка в мир цвета, звука, слова, осознанию мира культуры. Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества – живопись, графику, рисование, лепку. Однако этот метод получил развитиt, и сейчас мы уже говорим о современной арт-терапии, которая насчитывает гораздо большее количество видов методик. К ней относят библиотерапию (в том числе сказкотерапию), музыкотерапию, драматерапию, танцетерапию, куклотерапию, мульттерапию и др.

Особую актуальность арт-терапевтические технологии приобретают в контексте организации коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Потенциал арт-терапии в контексте обозначенной проблемы подчеркивается в работах ряда ученых. Ю.Б. Некрасова рассматривает библиотерапию как эффективный метод развития речи детей с различными речевыми нарушениями. В трудах Е.Ю. Рау рассматривается потенциал сказкотерапии при развитии всех компонентов речи, и при заикании; Е.С. Деммени отмечена эффективность куклотерапии; в исследованиях В.И. Петрушина описываются средства и методы в контексте музыкотерапии; а в монографии М.И. Чистяковой отмечается потенциал изотерапии.

Достоинством арт-терапевтических технологий является возможность их использования в системе. Универсальность, богатый потенциал, многообразие методов и видов арт-терапии обуславливает актуальность исследования этой темы.

Основная часть

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой особую категорию детей, у которых отмечается отклонение в речевом развитии при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Как правило, нарушения речи детей с ТНР затрагивают звукопроизношение, фонематических слух, лексико-грамматический строй речи, состояние связной речи и другие речевые компоненты [10].

Согласно задачам, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в настоящее время в рамках дошкольного образования необходимо особое внимание уделять поиску необычных методов и приемов, которые будут способствовать преодолению речевых нарушений различных групп детей. Таким образом, поиск актуальных и современных форм работы – не только актуальная проблема, но и прямая задача дошкольного образования в рамках ФГОС ДО [8].

Рассмотрим кратко характер и особенности нарушений речи у детей с ТНР. Так, исследователи выделяют, что при ТНР у дошкольника отмечается нарушенное формирование всех компонентов речевой структуры, при этом его слух и интеллект находятся в сохранном состоянии. Однако недоразвитие всех компонентов речи не может не оказывать влияния на всестороннее развитие ребенка, воздействуя на торможение развития познавательных процессов. Связь речи и мыслительной деятельности была выделена еще Л.С. Выготским, который отмечал, что задержка речевого развития приводит к нарушению всестороннего развития личности дошкольника [3].

Этот факт обуславливает необходимость рассмотрения путей и способов организации коррекционно-психологической работы по развитию всех компонентов речи у детей с ТНР.

Как отмечает Е.А. Медведева, эффективным и целесообразным для апробации в рамках проблемы данного исследования является такой метод коррекционного воздействия, как арт-терапия. Автором отмечено, что арт-терапия, предполагающая опору на искусство и творчество в контексте коррекционной работы, является продуктивным методом с большим потенциалом применения как в рамках общего образования, так и в контексте специального и инклюзивного образования. В настоящее время развитие популярности этого метода привело к выделению арт-терапии как самостоятельного направления коррекционно-логопедической работы [7].

Е.С. Бабина в своем исследовании приводит следующую интерпретацию арт-терапии – это метод воздействия, в основе которого выступает творчество. Данный метод, по мнению автора, позволяет развивать все компоненты речевой системы дошкольника, а также параллельно работать с различными психическими процессами: мышлением, воображением, памятью и т.д. В исследовании автора выделены следующие основные направления арт-терапии, которые используются в настоящее время в контексте коррекционно-логопедического воздействия [1]:

  • изотерапия как терапия с использованием различных техник рисования;
  • имаготерапия как воздействие через образы и состояния;
  • библиотерапия как терапия посредством чтения художественной и детской литературы;
  • вокалотерапия как терапия пением;
  • музыкотерапия как терапия в контексте организации музыкальных занятий;
  • кинезитерапия как терапия при активации двигательных функций;
  • сказкотерапия, песочная терапия и др.

Для раскрытия проблемы исследования также важно определить принципы, на которые должен опираться учитель-логопед при организации коррекционно-логопедического воздействия с использованием средств арт-терапии [2]:

  • принцип сознательности и активности;
  • принцип наглядности (ведущий принцип арт-педагогики);
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип связи речи с психическими процессами;
  • принцип деятельностного подхода.

Таким образом, арт-терапия является эффективным средством воздействия в рамках организации коррекционно-логопедической работы по развитию речи у дошкольников с ТНР. Рассмотрим также приоритетные направления арт-терапии в рамках обозначенной темы с опорой на труды и исследования, транслирующие практический опыт апробации этого метода.

Так, обратимся к работам В.В. Урсу. Автором отмечено, что одним из эффективных направлений арт-терапии при организации коррекционно-логопедической работы с детьми с ТНР является изотерапия, которая представляет собой терапию с использованием изобразительного творчества. Эффективность направления, по мнению автора, обусловлена тем, что изобразительное искусство напрямую связано с биологическими функциями дошкольника, которые находятся в тесной взаимосвязи. Так, рисование как вид изобразительной деятельности способствует нормализации и укреплению межполушарного взаимодействия. Следовательно, в рамках изотерапии рисование, которое активирует познавательные процессы, мелкую и общую моторику, также способствует формированию речевых компонентов дошкольника с ТНР. Автором выделены следующие эффективные упражнения, основанные на изотерапии, и апробированные на практике:

  • рисование на заданную тему с последующей презентацией и комментированием собственного рисунка;
  • коллективное рисование на заданную тему с обсуждением процесса в ходе деятельности и презентацией рисунка по итогу выполнения творческого задания;
  • рисование при помощи использования различных инструментов и техник, например, рисование ладошками, рисование нитями и т.д.

И.А. Гордеева отмечает также тесную взаимосвязь арт-терапии и игровой терапии. Так, реализация средств и методов арт-терапии с опорой на игровые методы позволяет повысить эффективность коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речевого развития у дошкольников с ТНР. Автором приоритетно выделено такое направление арт-терапии, как песочная терапия, которая позволяет нормализовать основные психомоторные и речевые функции. По мнению И.А. Гордеевой, песочная терапия способствует [4]:

  • совершенствованию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
  • стабилизации эмоционального состояния;
  • расширению и актуализации словарного запаса;
  • формированию связного высказывания;
  • развитию фонематического слуха и восприятия.

В работах Т.Н. Забайкиной и Н.Н. Пысларь приводятся следующие примеры способов и методов использования арт-терапии [5]:

  • рисование акварельными красками;
  • аппликации из различных материалов (бумага, природные материал, крупы, бисер);
  • задание на дорисовку недостающих предметов на картине;
  • рисование при помощи различных предметов.

Рассмотрим также практический опыт применения средств арт-терапии, представленный в научной работе Н.Г. Шайдулиной. Так, автором отмечено, что арт-терапия способствует всестороннему развитию дошкольников с ТНР. Арт-терапия как технология коррекционно-логопедического воздействия, по мнению автора, наиболее эффективна в работе по преодолению нарушений речи. Использование арт-терапии целесообразно в продуктивных видах деятельности, так как это создает для ребенка ситуации речевого общения. Педагогом описан опыт использования рисования как метода арт-терапии в совокупности со сказкотерапией. Так, в рамках этих занятий дошкольники с ТНР изучают народные сказки (собственное чтение педагога, прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма), а затем воспроизводят их в процессе беседы и в виде рисунка. Этот процесс растягивается на несколько занятий и активно влияет на развитие речи дошкольника с ТНР за счет обсуждения сказок, обсуждения заданий, презентации рисунков и т.д. Автор отмечает, что для эффективности апробации средств арт-терапии в данном контексте необходимо опираться на использование рефлексии как метода закрепления пройденного материала дошкольниками с ТНР [11].

Изотерапия как эффективное средство коррекции нарушений речи у дошкольников с ТНР рассматривается в работах А.А. Кузиной и Т.А. Дорофеевой. По мнению исследователей, рисование, стимулируя развитие мелкой моторики, мышления, воображения и других познавательных процессов, снимает общее соматическое и психологическое напряжение дошкольника, создавая условия для речевой деятельности. Опыт применения изотерапии авторами был передан в научных трудах, и на основе проведенной работы А.А.Кузина и Т.А. Дорофеева выделили следующие варианты и техники изотерапии в контексте развития речи дошкольников с ТНР [6]:

  • рисование на сюжет рассказа с последующим представлением своего рисунка;
  • занятие с кубиком, который нужно раскрасить и затем рассказать сказку или рассказ;
  • использование техники рисования разными способами;
  • совмещение игротерапии с изотерапией.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование средств арт-терапии как отдельно, так и в комплексе с другими средствами и методами способствует развитию всех речевых компонентов у дошкольников с ТНР. На основе анализа практического опыта использования арт-терапии в коррекционно-логопедической работе было отмечено, что наиболее эффективными видами арт-терапии являются изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и др. Включение и разнообразие видов детской деятельности средствами арт-терапии способствует повышению результативности коррекционно-развивающей работы за счет творческой деятельности.

Заключение

Основываясь на изученной психолого-педагогической литературе, выделим следующие преимущества использования средств арт-терапии в контексте организации коррекционно-логопедической работы по развитию речи дошкольников с ТНР:

  • использование средств арт-терапии позволяет сформировать особую терапевтическую атмосферу, которая психологически комфортна и безопасна для дошкольников с ТНР;
  • творческая деятельность ребенка позволяет проследить динамику его развития;
  • в рамках арт-терапии используются приоритетно приемы невербального общения, что делает её особо актуальной для дошкольников с ТНР, так как у данной категории детей отмечаются систематичные нарушения всех компонентов речи, что затрудняет их естественное общение;
  • инструменты и техники арт-терапии доступны для всех дошкольников, так как они не требуют каких-либо особых навыков и умений;
  • творческая деятельность ребенка может отразить его эмоциональное состояние;
  • арт-терапия вызывает у детей положительные эмоции, развивает их активность, инициативность и вовлеченность в коррекционно-логопедическую работу.

Применение данных средств арт-терапии повышает эффективность построения коррекционно-логопедической работы по развитию речи дошкольников с ТНР.

Список литературы

  1. Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008. – №1. – С. 41–48.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. – М.: ACT; Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Гордеева И.А. Арт-терапия в коррекционной педагогике //Арт-терапия как фактор формирования социального здоровья. – 2016. – С. 34–41.
  5. Забайкина Т.Н., Пысларь Н.Н. Применение методов арт-терапии в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи // Инклюзия для всех: социальная инклюзия в современном социокультурном пространстве. – 2020. – С. 154–155.
  6. Кузина А.А., Дорофеева Т.А. Использование арт-терапии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в разных видах детской деятельности // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №1. – С. 320–321.
  7. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 246 c.
  8. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 года №1155 (с изм. и дополнениями) / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887
  9. Урсу В.В. Использование арт-терапии в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР // Развитие науки, технологий, образования в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 124–126.
  10. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). – М., 2012. – 184 с.; Репринт PEM, 2013.
  11. Шайдулина Н.Г. Развитие речи в изодеятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи // Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы. – 2018. – С. 124–126.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.