Юзбашян Анна Тарасовна, магистрант Южного федерального университета, кафедра специального (дефектологического) образования, г. Ростов-на-Дону; учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10, г. Новочеркасск, Ростовская область, anyutachebonyan@mail.ru
В рамках данного исследования был проведен теоретический анализ по проблеме использования средств и методов арт-терапии в коррекционно-логопедической работе по развитию речи у дошкольников с ТНР. Целью исследования является систематизация, анализ и обобщение теоретических аспектов использования арт-терапии в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР. Задачи исследования обусловлены его целью и предполагают: определение общих характеристик речевого развития детей с ТНР, освещение эффективных видов арт-терапии, анализ исследований с отражением практического опыта использования средств арт-терапии в работе по речевому развитию дошкольников с ТНР.Объектом исследования является коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у дошкольников с ТНР. Предмет исследования: арт-терапия как средство организации коррекционно-логопедической работы по развитию речи у дошкольников с ТНР. В результате проведенного анализа было отмечено, что арт-терапия в логопедии и психологии является методом, который, используя возможности творчества и искусства, стимулирует речевое развитие и познавательные процессы дошкольников с ТНР. Исследование проводилось с использованием таких общенаучных методов теоретического анализа, как синтез, обобщение, структурирование, систематизация.
Ключевые слова: арт-терапия, коррекционно-логопедическая работа, дошкольники с ТНР, развитие речи, стимуляция речевого развития, арт-педагогика.
В рамках современного развития общества и культуры происходит также изменение структуры и содержания образовательной системы. Познание мира ребенком происходит в процессе его развития и обучения в условиях определенного культурно-образовательного пространства. Учитывая изменчивость современной реальности и увеличение количества дошкольников с различными речевыми нарушениями, отмечается необходимость поиска новых, инновационных, творческих методов коррекционной работы.
Одним из таких методов является арт-терапия, которая в образовательном пространстве получила свое развитие в рамках арт-педагогики. Истоки формирования арт-педагогики были заложены Е.А. Медведевой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Ю.С. Шевченко и другими авторами. Арт-терапия, которая используется как метод арт-педагогики и предполагает организацию коррекционной работы по всестороннему развитию детей с применением искусства и творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, театрально-игровой и т.д.), в настоящее время широко используется в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи различной степени и сложности. В рамках коррекционных программ методы и средства арт-терапии обозначаются как арт-педагогические технологии.
Использование технологии искусства в специальном и общем образовании обеспечивает актуализацию одновременно зрительного, слухового, тактильного восприятия, способствует более глубокому «погружению» ребенка в мир цвета, звука, слова, осознанию мира культуры. Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества – живопись, графику, рисование, лепку. Однако этот метод получил развитиt, и сейчас мы уже говорим о современной арт-терапии, которая насчитывает гораздо большее количество видов методик. К ней относят библиотерапию (в том числе сказкотерапию), музыкотерапию, драматерапию, танцетерапию, куклотерапию, мульттерапию и др.
Особую актуальность арт-терапевтические технологии приобретают в контексте организации коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Потенциал арт-терапии в контексте обозначенной проблемы подчеркивается в работах ряда ученых. Ю.Б. Некрасова рассматривает библиотерапию как эффективный метод развития речи детей с различными речевыми нарушениями. В трудах Е.Ю. Рау рассматривается потенциал сказкотерапии при развитии всех компонентов речи, и при заикании; Е.С. Деммени отмечена эффективность куклотерапии; в исследованиях В.И. Петрушина описываются средства и методы в контексте музыкотерапии; а в монографии М.И. Чистяковой отмечается потенциал изотерапии.
Достоинством арт-терапевтических технологий является возможность их использования в системе. Универсальность, богатый потенциал, многообразие методов и видов арт-терапии обуславливает актуальность исследования этой темы.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой особую категорию детей, у которых отмечается отклонение в речевом развитии при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Как правило, нарушения речи детей с ТНР затрагивают звукопроизношение, фонематических слух, лексико-грамматический строй речи, состояние связной речи и другие речевые компоненты [10].
Согласно задачам, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в настоящее время в рамках дошкольного образования необходимо особое внимание уделять поиску необычных методов и приемов, которые будут способствовать преодолению речевых нарушений различных групп детей. Таким образом, поиск актуальных и современных форм работы – не только актуальная проблема, но и прямая задача дошкольного образования в рамках ФГОС ДО [8].
Рассмотрим кратко характер и особенности нарушений речи у детей с ТНР. Так, исследователи выделяют, что при ТНР у дошкольника отмечается нарушенное формирование всех компонентов речевой структуры, при этом его слух и интеллект находятся в сохранном состоянии. Однако недоразвитие всех компонентов речи не может не оказывать влияния на всестороннее развитие ребенка, воздействуя на торможение развития познавательных процессов. Связь речи и мыслительной деятельности была выделена еще Л.С. Выготским, который отмечал, что задержка речевого развития приводит к нарушению всестороннего развития личности дошкольника [3].
Этот факт обуславливает необходимость рассмотрения путей и способов организации коррекционно-психологической работы по развитию всех компонентов речи у детей с ТНР.
Как отмечает Е.А. Медведева, эффективным и целесообразным для апробации в рамках проблемы данного исследования является такой метод коррекционного воздействия, как арт-терапия. Автором отмечено, что арт-терапия, предполагающая опору на искусство и творчество в контексте коррекционной работы, является продуктивным методом с большим потенциалом применения как в рамках общего образования, так и в контексте специального и инклюзивного образования. В настоящее время развитие популярности этого метода привело к выделению арт-терапии как самостоятельного направления коррекционно-логопедической работы [7].
Е.С. Бабина в своем исследовании приводит следующую интерпретацию арт-терапии – это метод воздействия, в основе которого выступает творчество. Данный метод, по мнению автора, позволяет развивать все компоненты речевой системы дошкольника, а также параллельно работать с различными психическими процессами: мышлением, воображением, памятью и т.д. В исследовании автора выделены следующие основные направления арт-терапии, которые используются в настоящее время в контексте коррекционно-логопедического воздействия [1]:
Для раскрытия проблемы исследования также важно определить принципы, на которые должен опираться учитель-логопед при организации коррекционно-логопедического воздействия с использованием средств арт-терапии [2]:
Таким образом, арт-терапия является эффективным средством воздействия в рамках организации коррекционно-логопедической работы по развитию речи у дошкольников с ТНР. Рассмотрим также приоритетные направления арт-терапии в рамках обозначенной темы с опорой на труды и исследования, транслирующие практический опыт апробации этого метода.
Так, обратимся к работам В.В. Урсу. Автором отмечено, что одним из эффективных направлений арт-терапии при организации коррекционно-логопедической работы с детьми с ТНР является изотерапия, которая представляет собой терапию с использованием изобразительного творчества. Эффективность направления, по мнению автора, обусловлена тем, что изобразительное искусство напрямую связано с биологическими функциями дошкольника, которые находятся в тесной взаимосвязи. Так, рисование как вид изобразительной деятельности способствует нормализации и укреплению межполушарного взаимодействия. Следовательно, в рамках изотерапии рисование, которое активирует познавательные процессы, мелкую и общую моторику, также способствует формированию речевых компонентов дошкольника с ТНР. Автором выделены следующие эффективные упражнения, основанные на изотерапии, и апробированные на практике:
И.А. Гордеева отмечает также тесную взаимосвязь арт-терапии и игровой терапии. Так, реализация средств и методов арт-терапии с опорой на игровые методы позволяет повысить эффективность коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речевого развития у дошкольников с ТНР. Автором приоритетно выделено такое направление арт-терапии, как песочная терапия, которая позволяет нормализовать основные психомоторные и речевые функции. По мнению И.А. Гордеевой, песочная терапия способствует [4]:
В работах Т.Н. Забайкиной и Н.Н. Пысларь приводятся следующие примеры способов и методов использования арт-терапии [5]:
Рассмотрим также практический опыт применения средств арт-терапии, представленный в научной работе Н.Г. Шайдулиной. Так, автором отмечено, что арт-терапия способствует всестороннему развитию дошкольников с ТНР. Арт-терапия как технология коррекционно-логопедического воздействия, по мнению автора, наиболее эффективна в работе по преодолению нарушений речи. Использование арт-терапии целесообразно в продуктивных видах деятельности, так как это создает для ребенка ситуации речевого общения. Педагогом описан опыт использования рисования как метода арт-терапии в совокупности со сказкотерапией. Так, в рамках этих занятий дошкольники с ТНР изучают народные сказки (собственное чтение педагога, прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма), а затем воспроизводят их в процессе беседы и в виде рисунка. Этот процесс растягивается на несколько занятий и активно влияет на развитие речи дошкольника с ТНР за счет обсуждения сказок, обсуждения заданий, презентации рисунков и т.д. Автор отмечает, что для эффективности апробации средств арт-терапии в данном контексте необходимо опираться на использование рефлексии как метода закрепления пройденного материала дошкольниками с ТНР [11].
Изотерапия как эффективное средство коррекции нарушений речи у дошкольников с ТНР рассматривается в работах А.А. Кузиной и Т.А. Дорофеевой. По мнению исследователей, рисование, стимулируя развитие мелкой моторики, мышления, воображения и других познавательных процессов, снимает общее соматическое и психологическое напряжение дошкольника, создавая условия для речевой деятельности. Опыт применения изотерапии авторами был передан в научных трудах, и на основе проведенной работы А.А.Кузина и Т.А. Дорофеева выделили следующие варианты и техники изотерапии в контексте развития речи дошкольников с ТНР [6]:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование средств арт-терапии как отдельно, так и в комплексе с другими средствами и методами способствует развитию всех речевых компонентов у дошкольников с ТНР. На основе анализа практического опыта использования арт-терапии в коррекционно-логопедической работе было отмечено, что наиболее эффективными видами арт-терапии являются изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и др. Включение и разнообразие видов детской деятельности средствами арт-терапии способствует повышению результативности коррекционно-развивающей работы за счет творческой деятельности.
Основываясь на изученной психолого-педагогической литературе, выделим следующие преимущества использования средств арт-терапии в контексте организации коррекционно-логопедической работы по развитию речи дошкольников с ТНР:
Применение данных средств арт-терапии повышает эффективность построения коррекционно-логопедической работы по развитию речи дошкольников с ТНР.
Ваша корзина пуста