ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Жилина В.А. Сотрудничество дошкольной организации и семьи в приобщении детей 6–7 лет к техническому творчеству

№10 2023 Жилина В.А. Сотрудничество дошкольной организации  и семьи в приобщении детей 6–7 лет  к техническому творчеству
Полный текст

Жилина Виолетта Александровна, магистрант Южного федерального университета, направление44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Управление дошкольным образованием», г. Ростов-на-Дону, Россия, violettazilina31@gmail.com

В рамках данного исследования отражены результаты комплексного исследования по проблеме сотрудничества дошкольной организации и семьи в приобщении детей 6–7 лет к техническому творчеству. В рамках анализа был осуществлен теоретический анализ исследования, а также проведена опытно-экспериментальная работа. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в практику ДОО был внедрен комплекс мероприятий, направленных на создание условия для сотрудничества дошкольной организации и семьи по вопросам приобщения детей 6–7 лет к техническому творчеству. Комплекс мероприятий реализовывался поэтапно, и включал несколько направлений: работа по просвещению родителей, работа по повышению уровня технического творчества детей, повышение компетентности педагогов и модернизация предметно-развивающей среды ДОО. По итогам проведенной работы был проведен контрольный эксперимент, который позволил оценить эффективность внедренной в практику дошкольного учреждения формирующей программы.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, сотрудничество с семьей, техническое творчество, конструирование, комплекс мероприятий.

Введение

В современных условиях семья и дошкольная образовательная организация (далее – ДОО) выступают как первичные социальные воспитательные институты. Только при условии гармоничного взаимодействия и сотрудничества этих двух социальных институтов осуществляется формирование полной и целостной социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития, самореализации и обучения дошкольников.

Дошкольное детство является особым периодом развития личности, и в дошкольном возрасте ребенок выступает исследователем – в семье и в стенах ДОО он приобретает новый опыт, получает новые знания и развивает свои навыки и способности. Соответственно, всестороннее развитие ребенка напрямую зависит от качества той деятельности, которая является ведущей для его возраста. Исходя из этого, современные идеи воспитания и обучения основываются на предположениях о том, что важно приобщать детей к миру художественного и технического творчества. Одним из эффективных методов, реализуемых в рамках технического творчества является конструирование, которое, благодаря заложенному в нем педагогическому потенциалу, позволяет раскрывать возможности ребенка, его инициативность, креативность и самостоятельность.

Это обуславливает актуальность рассмотрения вопроса о создании необходимых условий для сотрудничества семьи и ДОО в контексте приобщения дошкольников к техническому творчеству.

Теоретические вопросы сотрудничества семьи и ДОО в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Система образования требует внедрения и апробации инновационных, актуальных и современных методов и технологий воспитания и обучения. В своих работах В.А. Кайе отмечает, что современные реалии формируют соответствующие запросы на воспитание активных, творческих и самостоятельных личностей. В данном контексте особое внимание уделяется старшему дошкольному возрасту, так как именно в этот период закладываются фундаментальные и значимые компоненты становления личности ребенка. Одним из инновационных и актуальных направлений воспитания и обучения в рамках системы дошкольного образования является развитие инициативности и мотивационно-ценностных компонентов через творческую деятельность. При этом творческая деятельность – понятие многогранное и обширное. В контексте данного исследования рассматривается техническое творчество [5].

Обратимся к исследованиям Н.Н. Поддьякова. Автором отмечено, что техническое творчество наравне с игровой деятельностью является приоритетной и ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, так как совмещает в себе элементы игры, творчества, мыслительной деятельности [8]. Л.Г. Комарова также отмечает, что основа и фундамент технической деятельности закладывается еще в младшем дошкольном возрасте. К концу дошкольного возраста ребенок также продолжает знакомство с окружающим миром через конструкторы, технические игрушки и творческо-технические задания и упражнения. В ходе формирования основ технической деятельности у ребенка происходит процесс познания и развития всех высших психических функций. Для активизации этих процессов необходимо создавать условия, чтобы дошкольник научился понимать смысл и задачи технической деятельности [6].

Исходя из этого, отметим, что техническое творчество имеет важное значение в контексте развития дошкольника. Интерес к конструированию способствует более быстрому психологическому развитию ребенка и готовит его к будущей учебной деятельности. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можем сделать вывод, что она всегда была актуальной, вопросами конструкторских способностей дошкольников занимались известные педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные.

Л.А. Венгер в своих работах отмечал, что для эффективного приобщения дошкольников к техническому творчеству важно реализовать на базе ДОО следующие условия [3]:

  • в дошкольной образовательной организации будут созданы условия для реализации инновационных и разнообразных средств развития технического творчества у дошкольников;
  • в ДОО будет реализовано изучение и проектирование объектов техники дошкольниками;
  • деятельность ДОО будет направлена на организацию самостоятельной деятельности дошкольников по подготовке и организацию специального организационного обучения в среде с помощью конструкторов и робототехники.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены основные требования по взаимодействию ДОО с родителями. В документе выделяется один из принципов дошкольного образования – сотрудничество ДОО и семьи, при этом ФГОС ДО рассматривается как основа для оказания помощи родителям в воспитании детей, укреплении их здоровья (физического и психического), развитии индивидуальных способностей детей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Проблема сотрудничества дошкольной организации и родителей раскрывается в трудах ряда исследователей, например, в работах Н.А. Андреевой (2018), Е.П. Арнаутовой (2013), О.Л. Зверевой (2016), Е.Н. Реневой (2016), Т.Н. Дороновой (2001), Е.В. Антоновой (2019), В.А. Сухомлинского (2019) и других. Анализ исследований упомянутых авторов позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество ДОО и семьи определяется как необходимое условие воспитания и развития детей дошкольного возраста. Также в работах авторов отмечается тот факт, что ДОО и семья представляют собой значимые первичные институты социализации ребенка дошкольного возраста. Непосредственно за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, однако все другие социальные институты призваны поддержать, усилить, направить их воспитательную деятельность. Сотрудничество родителей и педагогов дошкольных организаций, как отмечает Е.В. Антонова, осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия [1]:

  • включение родителей детей дошкольного возраста в планомерный педагогический процесс;
  • расширение зон участия родителей в жизни ребенка в ДОО;
  • участие родителей в непосредственной образовательной деятельности, проводимой ДОО;
  • обогащение творческой среды для реализации возможностей и интенций всех участников педагогического процесса;
  • организация выставок детских работ, конкурсов и др.

Анализ научных исследований и описанных практик по проблеме взаимодействия детского сада и семьи свидетельствует о необходимости инноваций в пространстве сотрудничества с родителями, поиска новых форм взаимодействия детского сада и семьи. Особенно актуальной эта проблема становится в контексте приобщения дошкольников к новым видам и формам деятельности, например, в рамках приобщения старших дошкольников к техническому творчеству, которое является инновационным, актуальным и современным видом деятельности для дошкольника и его родителей.

Материалы и методы

После проведения комплексного теоретического анализа по проблеме исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по организации сотрудничества дошкольной организации и семьи в приобщении детей 6–7 лет к техническому творчеству. Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Исследование реализовывалось на базе МБДОУ №137 г. Ростов-на-Дону. Выборка исследования была представлена педагогическим коллективом ДОО, дошкольниками 6–7 лет (32 дошкольника) и родителями дошкольников 6–7 лет (34 респондента).

Для проведения констатирующего эксперимента были выделены критерии и уровни сотрудничества и взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по приобщению детей 6–7 лет к техническому творчеству.

В соответствие с выделенными критериями была проведена диагностическая работа по трем направлениям:

  • определение уровня развития технического творчества у детей 6–7 лет;
  • определение мотивации и вовлечение родителей в процесс приобщения детей 6–7 лет к техническому творчеству;
  • выявление состояния и уровня развития профессиональной компетентности педагогов по приобщению детей 6–7 лет к техническому творчеству.

Диагностика в рамках первого критерия осуществлялась путем обследования уровня развития технического творчества детей 6–7 лет. Диагностический материал: комплекс диагностических субтестов из пособия «Экспресс-диагностика в ДОО» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко [7].

Итоги проведенной диагностики показали, что у большинства дошкольников из выборки исследования отмечен низкий уровень развития творческого мышления, логического мышления и воображения – 16 детей (50%). Средний уровень развития технического творчества был выявлен у 9 респондентов (28%), а высокий – у 7 дошкольников (22%).

Также была проведена диагностическая работа с родителями дошкольников. Обследование проводилось путем анкетирования, целью которого было определение уровня мотивации и вовлеченности семьи в сотрудничество с ДОО по вопросам приобщения детей 6–7 лет к техническому творчеству. Формат анкетирования – онлайн, в виде гугл-форм и путем рассылки в родительские чаты при содействии воспитателя. Вопросы для анкетирования подготавливались по методике Т.Н. Звягиновой с небольшой модификацией – традиционная методика направлена на выявление уровня общей мотивации и готовности к сотрудничеству, а в рамках настоящего исследования она была дополнена вопросами по приобщению детей к техническому творчеству. Обработка результатов анкеты позволила определить, что в среднем у родителей отмечается средний показатель мотивации и готовности к сотрудничеству с ДОО по приобщению детей к техническому творчеству, а по некоторым позициям в анкете (вопросы, направленные на удовлетворенность и вовлеченность в процесс) – низкий уровень.

Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам приобщения детей к техническому творчеству проводилась по методике Е.П. Арнаутовой «Мои плюсы и минусы в общении с родителями», которая представлена в виде небольшой анкеты [2]. Опрос по данному направлению проводился на базе исследования путем распечатки нужного количества анкет и предоставления их педагогам из выборки для заполнения.

По результатам проведенного исследования был сделан вывод о том, что педагоги считают направление по приобщению детей к техническому творчеству приоритетным и интересным, заинтересованы в сотрудничестве с родителями по продвижению данного направления, но оценивают свою уровень компетентности как недостаточный для реализации деятельности по приобщению дошкольников к техническому творчеству.

Также дополнительно было проанализировано состояние РППС, что позволяет сделать вывод о том, что на базе объекта исследования не сформированы необходимые условия для эффективного приобщения детей к техническому творчеству. В связи с этим была отмечена актуальность и значимость вопроса по созданию педагогических условий для сотрудничества ДОО и семьи по приобщению детей 6–7 лет к техническому творчеству.

Создание педагогических условий для сотрудничества ДОО и семьи по приобщению детей 6–7 лет к техническому творчеству реализовывалось в форме комплекса мероприятий, рассчитанных на взаимодействие всех участников образовательного процесса: дошкольников, родителей и педагогов из выборки исследования. Целью комплекса мероприятий является объединение усилий ДОО и семьи по вопросам приобщения детей 6–7 лет к техническому творчеству. Комплекс получил название «Юный конструктор. Вместе творим, развиваемся и приобщаемся к техническому творчеству».

Были определены задачи комплекса:

  • расширить знания родителей о детском техническом творчестве;
  • повысить уровень компетентности педагогов по вопросам приобщения детей к техническому творчеству;
  • совершенствовать РППС в соответствие с целью и задачами программы;
  • приобщать детей и родителей к техническому творчеству;
  • осуществлять деятельность по всестороннему развитию детей;
  • выстроить комфортную, эффективную и понятную систему сотрудничества ДОО и семьи как в рамках реализации цели по приобщению детей к техническому творчеству, так и в перспективе по остальным целям дошкольного образования.

В рамках программы было выделено три направления, по каждому из которых намечены определенные мероприятия / методические продукты:

  • организация условий для участия родителей в деятельности ДОО по приобщению детей 6–7 лет к техническому творчеству – в рамках этого направления были подготовлены совместные тематические мероприятия с родителями, составлены для них информационные буклеты по теме приобщения дошкольников к техническому творчеству;
  • организация условий для повышения уровня развития технического творчества у детей путем реализации ряда мероприятий – в рамках этого направления был продуман и реализован комплекс мероприятий, представленных тематическим праздником, занятиями с опорой на конструирование и организацией выставки (всего было проведено 8 занятий и 2 тематических мероприятия);
  • организация условий для повышения уровня компетентности педагогического состава ДОО по вопросам приобщения детей к техническому творчеству – в рамках этого направления были составлены, разработаны и распространены среди педагогов методические продукты для повышения осведомленности и компетентности педагогов по вопросам приобщения детей к техническому творчеству (рекомендации, информационные буклеты и лекции);
  • комплектование и совершенствование РППС по приобщению детей 6–7 лет к техническому творчеству – в рамках этого направления осуществлялась модернизация предметно-развивающей среды ДОО (оборудован уголок конструирования в группах, создан небольшой музей конструирования, разработана и включена в методические пособия ДОО игротека «Игры с конструированием», приобретены конструкторы и материалы для конструирования.

По результатам апробированного комплекса мероприятий был проведен контрольный эксперимент, направленный на выявление динамики и оценки эффективности проведенной работы. Контрольный эксперимент показал позитивную динамику уровня развития технического творчества у детей 6–7 лет: у 11 респондентов был выявлен высокий уровень развития технического творчества (35%), у 12 – средний (37%) и у 9 дошкольников – низкий (28%).

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях развития у детей экспериментальной группы технического творчества. Наблюдаются изменения и качественного характера: дошкольники с низким уровнем развития технического творчества более уверенно и с большим энтузиазмом выполняли диагностические задания. После разъяснительной работы семьи стали использовать в досуговой семейной деятельности конструирование и техническое творчество как вид совместной работы.

Результаты контрольной диагностики родителей также свидетельствуют о значимой роли специально организованной формирующей работы, так как повысился общий уровень удовлетворенности дошкольников, мотивации и готовности к сотрудничеству по приобщению детей к техническому творчеству. С другой стороны, педагогический коллектив оценивает семейное воспитание на низком уровне, отмечая при этом лишь эпизодический интерес родителей,

Однако при этом также стоит отметить, что позитивная динамика отмечается при самоанализе педагогов по вопросам профессиональных компетенций по приобщению детей к техническому творчеству. Так, контрольная диагностика показала, что больше половины респондентов, считавших перед формирующей работой свой уровень знаний недостаточным для проведения педагогической деятельности по приобщению детей к техническому творчеству, изменил свое мнение на положительное.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что по результатам реализации программы формирующего эксперимента была выявлена положительная динамика организации сотрудничества ДОО и семьи по приобщению детей к техническому творчеству. Активность родителей повысилась на 25%. Таким образом, можно отметить позитивное изменение отношения к данной проблеме. Родители в результате формирующей работы осознали необходимость взаимодействия, целесообразность консультирования со специалистами.

Список литературы

  1. Антонова Е.В. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – №5. – С. 16–18.
  2. Арнаутова Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования // Детский сад от А до Я. – 2013. – №6. – С. 4–19.
  3. Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 43–50.
  4. Звягина Т.Н. Исследование профессионального уровня педагогов ДОО // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. – №9. – С. 16–28.
  5. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5–8 лет. Методическое пособие. – М.: Сфера. 2015. – 128 с.
  6. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2001.
  7. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Методическое пособие и рабочие материалы «Экспресс-диагностика в детском саду». – М.: Генезис, 2021. – 386 с.
  8. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. – Т.1. – С. 16–19.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).