Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
Комарова Ирина Ильинична – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, академик МАНПО (Москва, Россия), irinakomarova@mail.ru
Мир сегодня совсем другой, чем был 10 лет назад. Параметры нового мира определяются четвертой технологической революцией. Но не только. В статье рассмотрены черты будущего, которые определяют ближайшую перспективу (политические прогнозы), среднесрочные прогнозы (технологические) и длительные прогнозы (определяемые изменениями космических масштабов). На каком-то уровне, как правило, на втором и третьем, система образования вообще и система дошкольного образования в частности перестает учитывать происходящие изменения. Аналогично мы подходим и к процессу цифровизации, который планируем на ближайшую перспективу, но не учитываем влияния прогнозов среднесрочной перспективы. Вместе с тем, существуют определенные закономерности и соотношения между различными уровнями прогнозирования, и не учитывать их влияния на систему образования и ее технологические изменения невозможно. В статье делается вывод о важности при разработке образовательной политики учитывать все три уровня прогнозов, иначе есть опасность не обеспечить образование детей, живущих в условиях четвертой технологической революции.
Ключевые слова: цифровизация, дошкольное образование, технологическая революция, цифровое образование, образовательные парадигмы.
Для цитирования: Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
Материалы статьи получены 22.09.2018.
В последнее десятилетие системы образования разных стран претерпели громадные изменения, вызванные постиндустриальной эпохой и четвертой технологической революцией, в результате которой индустриальный уклад, опирающийся на производящую экономику, сменился на постиндустриальный, опирающийся на экономику знаний. Уже по словосочетанию «экономика знаний» видно, что в новом укладе все, что связано с приобретением, сохранением и передачей новых знаний, чрезвычайно востребовано. Неудивительно, что наибольшим изменениям вследствие этого подверглось образование вообще и воспитание детей младшего возраста в частности. Этому способствовали научные открытия последних лет, связанные с развитием когнитивистики, психологии, экономики и др.
Тема «Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации» в последнее время стала весьма популярной и звучит в той или иной интерпретации на различных форумах. Начало ей было положено на VII конференции ECCE-2018, состоявшейся под эгидой ЮНЕСКО в МГУ (ECCE, 2018). Интерес к теме понятен: она касается основ человеческой жизни. Важность составляющих темы – Будущее. Цифровизация. Образование – очевидна. Однако довольно часто очевидное выглядит сомнительным. Чтобы рассеять сомнения, следует ответить на три ключевых вопроса:
Для нас этот вопрос означает, какой период времени – 10–50, 100, 1000 лет – мы будем рассматривать как основной для оценки необходимых изменений дошкольного образования. Различные прогнозы свидетельствуют, что если речь идет о Вселенной, то мы говорим о тысячах – миллионах лет; если о технологиях – о сотне лет; если о социуме, об обществе – то, как правило, говорим о жизни одного поколения.
На рис. 1, 3, 4 и 5 приведены три уровня прогнозирования. Первый – самый отдаленный – космический; второй, рассчитанный на 100 лет, – технологический; и третий – от 10 до 50 лет – социальный.
Зачем воспитателю прогноз на 1000 или на 100 лет? Только из любопытства. Но... Давайте посмотрим на первый рисунок, который представляет долговременный прогноз, основанный на данных NASA, «Британики» и других источниках о событиях в космосе и на Земле.
Рис. 1. Лента времени далекого будущего
Получается, что через 1000 лет нас ожидают необратимые изменения, начало которых просматривается уже сегодня в природных катаклизмах. Они делают понятными те, на первый взгляд, дикие проекты, которые будоражат умы: продажа «земельных» участков на Луне; развитие космического туризма; поиск наиболее пригодной для жизни планеты; исследования, направленные на изменение ДНК человека, чтобы он мог выжить на Марсе (Фрейзер К., 2017), формирование золотого миллиарда. Нас от этой даты отделяет всего 20 поколений, а не 40 миллионов лет, о которых говорили ранее.
Взгляд в далекое будущее заставляет по-другому увидеть перспективы дошкольного образования, а также признать, что современная система дошкольного образования не то что совершенно не отвечает потребностям общества, а даже не задается этой проблемой. Требуется его глубокая реорганизация при четкой формулировке цели дошкольного образования – воспитать в детях готовность к освоению космического пространства для сохранения человечества, ценность которого неоспорима. Последнее дополнение неслучайно, так как уже сейчас появилась религия, где богом признан искусственный интеллект (Ефремова, 2017).
Сегодня заявленная цель не обеспечена ни одной системой образования в мире и ни одной программой, за исключением нескольких образовательных программ NASA (2018).
Рис 2. Программы NASA для дошкольников
Допустим, система образования будет перестроена так, как требуется. Возникает следующий вопрос: будет ли цивилизация технологически готова для решения проблем расселения? Этот вопрос отсылает нас к рисунку 3, где представлен технологический прогноз.
Рис. 3. Прогноз технологического развития до 2030 года
Анализ рис. 3 показывает, что единственным технологическим решением, которое точно привязано к дате, стал стодолларовый компьютер (который оказал громадное влияние на развитие экономики Индии и африканских стран). Оказалось, что некоторые прорывы осуществились раньше, чем заявлялось
в прогнозе.
На рис. 4 представлен прогноз на 100 лет, сделанный техническим директором Google и известным футурологом Рэем Курцвейлом (2018).
Что необходимость развития технологий предъявляет особые требования к образованию сомнения не вызывает. Недаром для преодоления этих проблем ЕС отметил необходимость подготовки научных кадров (Science Education for Responsoble Citizenship, 2015). Кроме того было подчеркнуто, что каждый гражданин ЕС должен понимать значение науки.
Рис. 4. Прогноз технологического развития до 2099 года
Наконец, пятый рисунок представляет короткий временной период и описывает, главным образом, изменение социальных систем, в том числе системы образования. На этом сосредоточены политики. Именно на этом промежутке времени мы пытаемся корректировать систему образования.
Рис. 5. Прогноз развития науки в РФ
Отвечая на вопрос, как система образования связана с будущим, можно сказать, что она должна реагировать на изменения в обществе. Общество же, не владеющее информацией на технологическом уровне и уж тем более на космическом, оперирует лишь короткими прогнозами.
Рис. 6. Как увязаны три уровня прогнозов
Второй вопрос, на который мы должны дать ответ, – что такое цифровизация.
Цифровизация или оцифровка – процесс преобразования информации в цифровой (то есть машиночитаемый) формат, в котором информация организована в биты (Computerworld, 2015).
Результатом является представление объекта, изображения, звука, документа или сигнала (обычно аналогового сигнала) путем создания серии чисел, которые описывают дискретный набор его точек или выборок. У цифровизации имеются и другие определения.
Оцифровка просто означает преобразование аналогового исходного материала в числовой формат; десятичную или любую другую систему цифр, которая может быть использована вместо этого. Оцифровка имеет решающее значение для обработки, хранения и передачи данных, поскольку она «позволяет передавать информацию всех видов во всех форматах с такой же эффективностью.
Таким образом, цифровизация – один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др. Однако, несмотря на то, что цифровизация сегодня лишь частный случай других процессов, она повлияла (или способствовала) возникновению семи революций, которые происходят на наших глазах (Seven Revolutions, 2018).
Институт стратегических и международных исследований опубликовал доклад об основных направлениях развития до 2035 года, где говорится о семи революциях, которые сегодня происходят в мире.
Суть популяционной революции заключается в изменении предполагаемой ранее скорости роста человеческой популяции. На протяжении многих веков численность населения увеличивалась по законам экспоненциальной зависимости (до 1860 года), когда сменилась на гиперболическую. Появилось много теорий, объясняющих дальнейший рост населения, который стал представляться ужасным, способным привести землю к краху, так как существующие технологии не позволят прокормить такое количество народа, но…
Появилась новая теория, которая доказывает, что рост замедлится. И действительно, сегодня гиперболический рост населения прекратился, хотя и неравномерно. Этот процесс называется «демографический переход».
«В обществе, характеризующемся ограниченным демографическим ростом, технический прогресс является основным двигателем экономического роста» (Smaghi, 2010).
Наряду с изменением демографии популяционная революция касается и качественных характеристик: увеличения продолжительности жизни; изменения структуры семьи; изменения показателей детей и молодежи и т.д. При этом во всех странах эти процессы – неоднородны. Так, население многих промышленно развитых стран стареет, а стран Бразилии, Китая и Индии становится моложе (Smaghi, 2010).
По результатам исследования, проведенного группой ученых Международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований, одного из научных подразделений РАНХиГС (руководитель Сергей Щербов), к 2050 году средняя продолжительность жизни во всем мире, в том числе и в России, вырастет на 7–8 лет. Мир довольно быстро проходит ту точку, когда перспективный коэффициент демографической нагрузки пожилыми достигает своего максимума, после чего стабилизируется, а в некоторых странах начинает убывать.
Увеличивается доля одиноких людей. Так, по последним данным ООН, доля домохозяйств с одним человеком увеличилась до 64% (Домохозяйства мира, 2017), как и число неполных семей.
Это радикально влияет на модель образования, как модель передачи семейного опыта. Практически сегодня система образования отходит от нее.
С изменением качества населения меняется и философия детства. Так, еще в XVII–XVIII веках «… детство не существовало или не имело значения… Общество определяло детей как недоразвитых взрослых» (Калверт, 2009. С. 80–81). В конце XVIII века, наравне с пониманием мира, как развивающейся, предсказуемой и, в конечном счете, контролируемой системы, менялось и понимание природы ребенка (Калверт, 2009. С. 87–89). Отсюда оставался один шаг до идеи предсказуемых действий, направленных на рациональное изменение человека. Как только была осознана возможность влиять на развитие человека (рубеж XVIII–XIX вв.), начала неуклонно возрастать роль образования. Дети стали серьезным предметом исследования (Калверт, 2009. С. 90), а также основным объектом образования.
Сегодня в силу изменения структуры семьи не удается транслировать семейный опыт будущему поколению. Родители больше не могут воспроизводить из детей свои улучшенные копии.
Школа, наряду с семьей, – важнейший элемент социализации, – перестала быть единственной площадкой, где дети получают образование, а институт перестал считаться непременным атрибутом успешной карьеры. В сентябре две крупнейшие компании мира – Google и Ernst & Young, – заявили, что диплом вуза не будет учитываться при приеме на работу.
«В XX веке правительствам и предприятиям не нужно было беспокоиться о производительности ресурсов; вместо этого они могли сосредоточиться на капитале и рабочей силе. В течение следующих 20 лет ресурсы должны быть заложены в основу государственной политики и бизнес-стратегии» (Dobbs R, Oppenheim J., Thompson F., Brinkman M., Zornes M., 2018). Уже сегодня выводятся неутешительные таблицы с обозначением сроков окончания запасов невозобновляемых ресурсов. (Невозобновляемые ресурсы – нефть газ, олово, уголь и проч.,
которые созданы природой. Хотя их можно создать искусственно, сегодня или в будущем, но на это будет израсходовано гораздо больше средств.)
«Считается, что быстрый рост в течение следующих двух десятилетий нового среднего класса в 2,5 миллиарда человек – и беспрецедентный спрос, который этот рост будет означать для нефти, газа, стали, земли, продовольствия, воды, цемента, чистого воздуха и других товаров, – неизбежно должен вызвать глобальный экономический и экологический кризис» (Resource Revolution, 2018).
Однако, как и в случае с демографией, если изменить подходы корпораций, государства, бизнеса и общества к ресурсам, то можно получить новые возможности. «Комбинация информационных технологий, наноматериалов и биотехнологий с традиционными промышленными технологиями может создать огромные новые пулы прибыли» (Resource Revolution, 2018). Ярким примером служит автомобильная промышленность, которая обычно рассматривается как зрелая, но которая крайне неэффективна в использовании ресурсов.
По данным института МакКинзи, «Средний автомобиль используется только в 4% случаев. Менее 1% энергии, используемой в автомобиле, фактически идет на транспортировку людей. Работая с максимальной эффективностью, шоссе покрывает только 5% автомобилей. Однако автомобили могут стать намного более энергоэффективными, например, переключаясь на электродвигатели. Время простоя может быть сокращено путем обмена автомобилями или даже с помощью беспилотных технологий. Дороги могут быть использованы гораздо более эффективно.
Ресурсная революция исследует, как «зеленые» компании отвечают этому требованию производительности XXI века и предлагают практические шаги для руководства менеджерами в любой отрасли» (Resource Revolution, 2018).
На рубеже веков произошел ряд потрясений, в том числе смена моделей экономического развития. На смену индустриальной эпохе, где главным было материальное производство и громадные производственные комплексы, пришла так называемая постиндустриальная (послеиндустриальная) эпоха, ориентированная на нематериальное производство, в основе которого лежат великие научные открытия, экологизация экономики и сетевые взаимодействия. К сожалению, о многих современных процессах мы просто не знаем и не успеваем сориентироваться в том, как они меняют систему образования. Система образования тоже не успевает реагировать на происходящие в мире перемены, что еще больше увеличивает наше отставание.
В результате было признано, что мы живем в обществах знаний, и экономика у нас тоже знаниевая, то есть ВВП обеспечивается не за счет ресурсов, а за счет наукоемких технологий и мозгов.
Следовательно, основу богатства общества составляют не скважины и вышки, а человеческий капитал, который и становится измерителем богатства. Он оценивает не просто людей, а людей, наделенных навыками, умениями и знаниями и проживающих в приличных условиях, имеющих приличную зарплату и приличную среду. И чем лучше эти условия, тем выше уровень человеческого капитала.
В экономике знаний основными приоритетами становятся:
Новая экономика, подход к ресурсам и человеческому капиталу требует новых управленческих решений. Они коснулись различных сфер – в первую очередь сферы бизнеса и политической. И пока практически не коснулись системы образования.
Основные новшества относятся к следующим направлениям:
Эти и другие управленческие механизмы требуют другой подготовки и переподготовки кадров.
Значительная часть революций вызвана прорывами в технологиях. Скорость этих изменений хорошо видна на прогнозной таблице 1, которая в сокращенной форме представлена на рис. 3.
2019 Провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы уйдут в прошлое.
2020 Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом.
2021 Беспроводной доступ к интернету покроет 85% поверхности Земли.
2022 В США и Европе будут приниматься законы, регулирующие отношения людей и роботов. Деятельность роботов, их права, обязанности и другие ограничения будут формализованы.
2024 Элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях. Людям запретят садиться за руль автомобиля, не оборудованного компьютерными помощниками.
2025 Появится массовый рынок гаджетов-имплантатов.
2027 Персональный робот, способный на полностью автономные сложные действия, станет такой же привычной вещью, как холодильник или кофеварка.
2028 Солнечная энергия станет настолько дешевой и распространенной, что будет удовлетворять все энергетические потребности человечества.
2029 Появится компьютерная симуляция человеческого мозга.
2031 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня.
2033 Самоуправляемые автомобили заполнят дороги.
2035 Космическая техника станет достаточно развитой, чтобы обеспечить постоянную защиту Земли от угрозы столкновения с астероидами.
2036 Используя подход к биологии, как к программированию, человечеству впервые удастся запрограммировать клетки для лечения болезней, а использование 3D-принтеров позволит выращивать новые ткани и органы.
2038 Появятся роботизированные люди, продукт трансгуманистичных технологий. Они будут оборудованы дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную узкую сферу знаний, полностью охватить которую человеческий мозг не способен) и разнообразными опциями-имплантантами – от глаз-камер до дополнительных рук-протезов.
2039 Наномашины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует никакого дополнительного оборудования.
2040 Поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм. Поиск будет осуществляться не только с помощью языка, но и с помощью мыслей, а результаты поисковых запросов будут выводиться на экран тех же линз или очков.
2041 Предельная пропускная способность интернета станет в 500 млн раз больше, чем сегодня.
2043 Человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменяться кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.
2044 Небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический.
2045 Наступит технологическая сингулярность. Земля превратится в один гигантский компьютер.
2099 Процесс технологической сингулярности станет распространяться на всю Вселенную.
Фактически современный человек живет в мире научной фантастики.
В 2017 году цифровая революция вошла в решающую фазу – к интернету подключился каждый второй житель Земли. По оценке Глобального института McKinsey (MGI), уже в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы.
Россия сегодня живет в цифровой эре: по количеству пользователей интернета она занимает первое место в Европе и шестое – в мире. За последние три года смартфонов у нас стало вдвое больше – теперь они есть у 60% населения. Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. А количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в два раза только за один 2016 год и достигло 40 млн человек.
Все изменения проявляются в самых различных сферах:
Темп развития общества напрямую зависит от творческих усилий самой личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Человек будущего – это творческая, динамичная, свободная в своих суждениях личность, которая быстро ориентируется в мире меняющихся технологий и умеет самостоятельно принимать эффективные решения.
Однако, по мнению многих исследователей как за рубежом (Кен Робинсон, Дэниэль Кропф, Джеймс Хекман и др.), так и в России, сегодняшний уровень образования вообще и педагогическая мысль в частности не соответствует потребностям развития общества. Действительно, «90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, – наши современники».
Перед учеными и педагогами стоит задача разработки образовательной системы, способной интегрировать ребенка в современный быстро изменяющийся высокотехнологичный мир знаний и информации с учетом комплексного подхода «наука – технология – инновация».
Ведущие экономисты свидетельствуют, что высококачественные программы раннего обучения обеспечивают развитие экономики, так как дети, которые посещали детские сады с наличием воспитательно-образовательных программ, скорее всего, хорошо учатся в школе, находят хорошую работу и добиваются успеха в жизни.
А исследования показали, что налогоплательщики получают высокую доходность инвестиций в высококачественное образование детей младшего возраста, с экономией в таких областях, как улучшение результатов образования, повышение производительности труда, снижение уровня преступности.
Образование осознано как инструмент конкурентности. В доходе развивающихся стран экспорт образования выходит на первые места.
Несмотря на осознание роли дошкольного образования, в прогнозах оно редко учитывается, если не сказать, что вовсе не учитывается. Вместе с тем, даже не оглядываясь на глобальные задачи, условия существования системы дошкольного образования в эпоху семи революций требуют радикальных перемен, так как:
И все эти перемены должны найти свое отражение в системе дошкольного образования с учетом негативного влияния внешней среды и ослабленного психофизиологического состояния нового поколения.
Административная деятельность – неотъемлемая часть индустрии образования. Цифровизация коснулась ее в первую очередь. Действительно, даже детские сады, в которых информационно-коммуникационные технологии используются по минимуму, бухгалтерскую отчетность и взаимодействие с вышестоящими организациями осуществляют с помощью компьютера. Уже сегодня в ДОО используются такие функции, как:
Подготовка педагогических и управленческих кадров – неотъемлемая часть индустрии образования. С этой целью создаются и используются:
Когда люди говорят о цифровых технологиях в области образования, они подразумевают компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны, то есть экраны.
Вопрос любой новой технологии сегодня и в будущем – вопрос этики.
Педагогу, родителям и управленцам все чаще и чаще предстоит делать выбор между «вредно для здоровья» и «полезно для знаний».
Как мы должны воспитывать детей, чтобы выиграть 4IR?
А. Мейерс (Meyers, 2018), отвечая на этот вопрос, указывает на ряд факторов, учет которых в обучении детей необходим для успешного преодоления четвертой индустриальной революции:
Компетенции педагога-дошкольника XXI века должны включать:
Педагогам необходимо ЕЖЕГОДНОЕ повышение квалификации.
Конкуренцию с машинами, вероятно, смогут выдержать только педагоги по призванию.
Даже в далеком будущем пока невозможно представить технологию, способную заменить истинный талант и творчество на основе любви к своему делу.
Ваша корзина пуста