ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации

Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифрови­зации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

 

Комарова Ирина Ильинична – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, академик МАНПО (Москва, Россия), irinakomarova@mail.ru

Мир сегодня совсем другой, чем был 10 лет назад. Параметры нового мира определяются четвертой технологической революцией. Но не только. В статье рассмотрены черты будущего, которые определяют ближайшую перспективу (политические прогнозы), среднесрочные прогнозы (технологические) и длительные прогнозы (определяемые изменениями космических масштабов). На каком-то уровне, как правило, на втором и третьем, система образования вообще и система дошкольного образования в частности перестает учитывать происходящие изменения. Аналогично мы подходим и к процессу цифровизации, который планируем на ближайшую перспективу, но не учитываем влияния прогнозов среднесрочной перспективы. Вместе с тем, существуют определенные закономерности и соотношения между различными уровнями прогнозирования, и не учитывать их влияния на систему образования и ее технологические изменения невозможно. В статье делается вывод о важности при разработке образовательной политики учитывать все три уровня прогнозов, иначе есть опасность не обеспечить образование детей, живущих в условиях четвертой технологической революции.

Ключевые слова: цифровизация, дошкольное образование, технологическая революция, цифровое образование, образовательные парадигмы.

Для цитирования: Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифрови­зации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

Материалы статьи получены 22.09.2018.

 

В последнее десятилетие системы образования разных стран претерпели громадные изменения, вызванные постиндустриальной эпохой и четвертой технологической революцией, в результате которой индустриальный уклад, опирающийся на производящую экономику, сменился на постиндустриальный, опирающийся на экономику знаний. Уже по словосочетанию «экономика знаний» видно, что в новом укладе все, что связано с приобретением, сохранением и передачей новых знаний, чрезвычайно востребовано. Неудивительно, что наибольшим изменениям вследствие этого подверглось образование вообще и воспитание детей младшего возраста в частности. Этому способствовали научные открытия последних лет, связанные с развитием когнитивистики, психологии, экономики и др.

Тема «Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации» в последнее время стала весьма популярной и звучит в той или иной интерпретации на различных форумах. Начало ей было положено на VII конференции ECCE-2018, состоявшейся под эгидой ЮНЕСКО в МГУ (ECCE, 2018). Интерес к теме понятен: она касается основ человеческой жизни. Важность составляющих темы – Будущее. Цифровизация. Образование – очевидна. Однако довольно часто очевидное выглядит сомнительным. Чтобы рассеять сомнения, следует ответить на три ключевых вопроса:

  • Что такое будущее?
  • Что такое цифровизация?
  • Что делать с образованием?

Что такое будущее?

Для нас этот вопрос означает, какой период времени – 10–50, 100, 1000 лет – мы будем рассматривать как основной для оценки необходимых изменений дошкольного образования. Различные прогнозы свидетельствуют, что если речь идет о Вселенной, то мы говорим о тысячах – миллионах лет; если о технологиях – о сотне лет; если о социуме, об обществе – то, как правило, говорим о жизни одного поколения.

На рис. 1, 3, 4 и 5 приведены три уровня прогнозирования. Первый – самый отдаленный – космический; второй, рассчитанный на 100 лет, – технологический; и третий – от 10 до 50 лет – социальный.

Зачем воспитателю прогноз на 1000 или на 100 лет? Только из любопытства. Но... Давайте посмотрим на первый рисунок, который представляет долговременный прогноз, основанный на данных NASA, «Британики» и других источниках о событиях в космосе и на Земле.

Рис. 1. Лента времени далекого будущего

Получается, что через 1000 лет нас ожидают необратимые изменения, начало которых просматривается уже сегодня в природных катаклизмах. Они делают понятными те, на первый взгляд, дикие проекты, которые будоражат умы: продажа «земельных» участков на Луне; развитие космического туризма; поиск наиболее пригодной для жизни планеты; исследования, направленные на изменение ДНК человека, чтобы он мог выжить на Марсе (Фрейзер К., 2017), формирование золотого миллиарда. Нас от этой даты отделяет всего 20 поколений, а не 40 миллионов лет, о которых говорили ранее.

Взгляд в далекое будущее заставляет по-другому увидеть перспективы дошкольного образования, а также признать, что современная система дошкольного образования не то что совершенно не отвечает потребностям общества, а даже не задается этой проблемой. Требуется его глубокая реорганизация при четкой формулировке цели дошкольного образования – воспитать в детях готовность к освоению космического пространства для сохранения человечества, ценность которого неоспорима. Последнее дополнение неслучайно, так как уже сейчас появилась религия, где богом признан искусственный интеллект (Ефремова, 2017).

Сегодня заявленная цель не обеспечена ни одной системой образования в мире и ни одной программой, за исключением нескольких образовательных программ NASA (2018).

Рис 2. Программы NASA для дошкольников

Допустим, система образования будет перестроена так, как требуется. Возникает следующий вопрос: будет ли цивилизация технологически готова для решения проблем расселения? Этот вопрос отсылает нас к рисунку 3, где представлен технологический прогноз.

Рис. 3. Прогноз технологического развития до 2030 года

Анализ рис. 3 показывает, что единственным технологическим решением, которое точно привязано к дате, стал стодолларовый компьютер (который оказал громадное влияние на развитие экономики Индии и африканских стран). Оказалось, что некоторые прорывы осуществились раньше, чем заявлялось
в прогнозе.

На рис. 4 представлен прогноз на 100 лет, сделанный техническим директором Google и известным футурологом Рэем Курцвейлом (2018).

Что необходимость развития технологий предъявляет особые требования к образованию сомнения не вызывает. Недаром для преодоления этих проблем ЕС отметил необходимость подготовки научных кадров (Science Education for Responsoble Citizenship, 2015). Кроме того было подчеркнуто, что каждый гражданин ЕС должен понимать значение науки.

Рис. 4. Прогноз технологического развития до 2099 года

Наконец, пятый рисунок представляет короткий временной период и описывает, главным образом, изменение социальных систем, в том числе системы образования. На этом сосредоточены политики. Именно на этом промежутке времени мы пытаемся корректировать систему образования.

Рис. 5. Прогноз развития науки в РФ

Отвечая на вопрос, как система образования связана с будущим, можно сказать, что она должна реагировать на изменения в обществе. Общество же, не владеющее информацией на технологическом уровне и уж тем более на космическом, оперирует лишь короткими прогнозами.

Рис. 6. Как увязаны три уровня прогнозов

Второй вопрос, на который мы должны дать ответ, – что такое цифровизация.

Цифровизация или оцифровка – процесс преобразования информации в цифровой (то есть машиночитаемый) формат, в котором информация организована в биты (Computerworld, 2015).

Результатом является представление объекта, изображения, звука, документа или сигнала (обычно аналогового сигнала) путем создания серии чисел, которые описывают дискретный набор его точек или выборок. У цифровизации имеются и другие определения.

Оцифровка просто означает преобразование аналогового исходного материала в числовой формат; десятичную или любую другую систему цифр, которая может быть использована вместо этого. Оцифровка имеет решающее значение для обработки, хранения и передачи данных, поскольку она «позволяет передавать информацию всех видов во всех форматах с такой же эффективностью.

Таким образом, цифровизация – один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др. Однако, несмотря на то, что цифровизация сегодня лишь частный случай других процессов, она повлияла (или способствовала) возникновению семи революций, которые происходят на наших глазах (Seven Revolutions, 2018).

Эпоха семи революций или… Четвертая технологическая (4IR)

Институт стратегических и международных исследований опубликовал доклад об основных направлениях развития до 2035 года, где говорится о семи революциях, которые сегодня происходят в мире.

Популяционная революция

Суть популяционной революции заключается в изменении предполагаемой ранее скорости роста человеческой популяции. На протяжении многих веков численность населения увеличивалась по законам экспоненциальной зависимости (до 1860 года), когда сменилась на гиперболическую. Появилось много теорий, объясняющих дальнейший рост населения, который стал представляться ужасным, способным привести землю к краху, так как существующие технологии не позволят прокормить такое количество народа, но…

Появилась новая теория, которая доказывает, что рост замедлится. И действительно, сегодня гиперболический рост населения прекратился, хотя и неравномерно. Этот процесс называется «демографический переход».

«В обществе, характеризующемся ограниченным демографическим ростом, технический прогресс является основным двигателем экономического роста» (Smaghi, 2010).

Наряду с изменением демографии популяционная революция касается и качественных характеристик: увеличения продолжительности жизни; изменения структуры семьи; изменения показателей детей и молодежи и т.д. При этом во всех странах эти процессы – неоднородны. Так, население многих промышленно развитых стран стареет, а стран Бразилии, Китая и Индии становится моложе (Smaghi, 2010).

По результатам исследования, проведенного группой ученых Международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований, одного из научных подразделений РАНХиГС (руководитель Сергей Щербов), к 2050 году средняя продолжительность жизни во всем мире, в том числе и в России, вырастет на 7–8 лет. Мир довольно быстро проходит ту точку, когда перспективный коэффициент демографической нагрузки пожилыми достигает своего максимума, после чего стабилизируется, а в некоторых странах начинает убывать.

Увеличивается доля одиноких людей. Так, по последним данным ООН, доля домохозяйств с одним человеком увеличилась до 64% (Домохозяйства мира, 2017), как и число неполных семей.

Это радикально влияет на модель образования, как модель передачи семейного опыта. Практически сегодня система образования отходит от нее.

С изменением качества населения меняется и философия детства. Так, еще в XVII–XVIII веках «… детство не существовало или не имело значения… Общество определяло детей как недоразвитых взрослых» (Калверт, 2009. С. 80–81). В конце XVIII века, наравне с пониманием мира, как развивающейся, предсказуемой и, в конечном счете, контролируемой системы, менялось и понимание природы ребенка (Калверт, 2009. С. 87–89). Отсюда оставался один шаг до идеи предсказуемых действий, направленных на рациональное изменение человека. Как только была осознана возможность влиять на развитие человека (рубеж XVIII–XIX вв.), начала неуклонно возрастать роль образования. Дети стали серьезным предметом исследования (Калверт, 2009. С. 90), а также основным объектом образования.

Сегодня в силу изменения структуры семьи не удается транслировать семейный опыт будущему поколению. Родители больше не могут воспроизводить из детей свои улучшенные копии.

Школа, наряду с семьей, – важнейший элемент социализации, – перестала быть единственной площадкой, где дети получают образование, а институт перестал считаться непременным атрибутом успешной карьеры. В сентябре две крупнейшие компании мира – Google и Ernst & Young, – заявили, что диплом вуза не будет учитываться при приеме на работу.

Ресурсная революция

«В XX веке правительствам и предприятиям не нужно было беспокоиться о производительности ресурсов; вместо этого они могли сосредоточиться на капитале и рабочей силе. В течение следующих 20 лет ресурсы должны быть заложены в основу государственной политики и бизнес-стратегии» (Dobbs R, Oppenheim J., Thompson F., Brinkman M., Zornes M., 2018). Уже сегодня выводятся неутешительные таблицы с обозначением сроков окончания запасов невозобновляемых ресурсов. (Невозобновляемые ресурсы – нефть газ, олово, уголь и проч.,

которые созданы природой. Хотя их можно создать искусственно, сегодня или в будущем, но на это будет израсходовано гораздо больше средств.)

«Считается, что быстрый рост в течение следующих двух десятилетий нового среднего класса в 2,5 миллиарда человек – и беспрецедентный спрос, который этот рост будет означать для нефти, газа, стали, земли, продовольствия, воды, цемента, чистого воздуха и других товаров, – неизбежно должен вызвать глобальный экономический и экологический кризис» (Resource Revolution, 2018).

Однако, как и в случае с демографией, если изменить подходы корпораций, государства, бизнеса и общества к ресурсам, то можно получить новые возможности. «Комбинация информационных технологий, наноматериалов и биотехнологий с традиционными промышленными технологиями может создать огромные новые пулы прибыли» (Resource Revolution, 2018). Ярким примером служит автомобильная промышленность, которая обычно рассматривается как зрелая, но которая крайне неэффективна в использовании ресурсов.

По данным института МакКинзи, «Средний автомобиль используется только в 4% случаев. Менее 1% энергии, используемой в автомобиле, фактически идет на транспортировку людей. Работая с максимальной эффективностью, шоссе покрывает только 5% автомобилей. Однако автомобили могут стать намного более энергоэффективными, например, переключаясь на электродвигатели. Время простоя может быть сокращено путем обмена автомобилями или даже с помощью беспилотных технологий. Дороги могут быть использованы гораздо более эффективно.

Ресурсная революция исследует, как «зеленые» компании отвечают этому требованию производительности XXI века и предлагают практические шаги для руководства менеджерами в любой отрасли» (Resource Revolution, 2018).

Экономическая революция

На рубеже веков произошел ряд потрясений, в том числе смена моделей экономического развития. На смену индустриальной эпохе, где главным было материальное производство и громадные производственные комплексы, пришла так называемая постиндустриальная (послеиндустриальная) эпоха, ориентированная на нематериальное производство, в основе которого лежат великие научные открытия, экологизация экономики и сетевые взаимодействия. К сожалению, о многих современных процессах мы просто не знаем и не успеваем сориентироваться в том, как они меняют систему образования. Система образования тоже не успевает реагировать на происходящие в мире перемены, что еще больше увеличивает наше отставание.

В результате было признано, что мы живем в обществах знаний, и экономика у нас тоже знаниевая, то есть ВВП обеспечивается не за счет ресурсов, а за счет наукоемких технологий и мозгов.

Следовательно, основу богатства общества составляют не скважины и вышки, а человеческий капитал, который и становится измерителем богатства. Он оценивает не просто людей, а людей, наделенных навыками, умениями и знаниями и проживающих в приличных условиях, имеющих приличную зарплату и приличную среду. И чем лучше эти условия, тем выше уровень человеческого капитала.

В экономике знаний основными приоритетами становятся:

  • развитие образования и науки;
  • развитие здравоохранения как основы создания и поддержания человеческого капитала;
  • развитие культуры как сферы формирования мировоззрения, системы мотивации личности, норм поведения;
  • формирование инновационной системы как основы повышения конкурентоспособности страны;
  • развитие информационной и коммуникативной структуры как сферы распространения информации.

Управленческая революция

Новая экономика, подход к ресурсам и человеческому капиталу требует новых управленческих решений. Они коснулись различных сфер – в первую очередь сферы бизнеса и политической. И пока практически не коснулись системы образования.

Основные новшества относятся к следующим направлениям:

  1. Управление на основе больших данных.
  2. Новая культура принятия решений. Когда данные были скудны и дороги для получения или недоступны в цифровом формате, руководителям приходилось принимать решения на основе опыта, интуиции. Таким образом, в основе решения компаний лежало мнение – самого высокооплачиваемого.
  3. Замена ежегодных отчетов, базирующихся на оценке, ограничивающих творчество, создающих горы документов и не служащих реальной цели, на неофициальные проверки между подразделениями. Необходимость в течение года менять цели, задачи и направление развития делает конечные результаты труднопрогнозируемыми.
  4. Командная работа.
  5. Приоритет мягких связей и др.
  6. Сетевое взаимодействие.
  7. Управление талантами.

Эти и другие управленческие механизмы требуют другой подготовки и переподготовки кадров.

Технологическая революция

Значительная часть революций вызвана прорывами в технологиях. Скорость этих изменений хорошо видна на прогнозной таблице 1, которая в сокращенной форме представлена на рис. 3.

Таблица 1. Прогноз футуролога Рэя Курц­вейля на 100 лет

2019 Провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы уйдут в прошлое.
2020 Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом.
2021 Беспроводной доступ к интернету покроет 85% поверхности Земли.
2022 В США и Европе будут приниматься законы, регулирующие отношения людей и роботов. Деятельность роботов, их права, обязанности и другие ограничения будут формализованы.
2024 Элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях. Людям запретят садиться за руль автомобиля, не оборудованного компьютерными помощниками.
2025 Появится массовый рынок гаджетов-имплантатов.
2027 Персональный робот, способный на полностью автономные сложные действия, станет такой же привычной вещью, как холодильник или кофеварка.
2028 Солнечная энергия станет настолько дешевой и распространенной, что будет удовлетворять все энергетические потребности человечества.
2029 Появится компьютерная симуляция человеческого мозга.
2031 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня.
2033 Самоуправляемые автомобили заполнят дороги.
2035 Космическая техника станет достаточно развитой, чтобы обеспечить постоянную защиту Земли от угрозы столкновения с астероидами.
2036 Используя подход к биологии, как к программированию, человечеству впервые удастся запрограммировать клетки для лечения болезней, а использование 3D-принтеров позволит выращивать новые ткани и органы.
2038 Появятся роботизированные люди, продукт трансгуманистичных технологий. Они будут оборудованы дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную узкую сферу знаний, полностью охватить которую человеческий мозг не способен) и разнообразными опциями-имплантантами – от глаз-камер до дополнительных рук-протезов.
2039 Наномашины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует никакого дополнительного оборудования.
2040 Поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм. Поиск будет осуществляться не только с помощью языка, но и с помощью мыслей, а результаты поисковых запросов будут выводиться на экран тех же линз или очков.
2041 Предельная пропускная способность интернета станет в 500 млн раз больше, чем сегодня.
2043 Человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменяться кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.
2044 Небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический.
2045 Наступит технологическая сингулярность. Земля превратится в один гигантский компьютер.
2099 Процесс технологической сингулярности станет распространяться на всю Вселенную.

Фактически современный человек живет в мире научной фантастики.

Информационная или цифровая революция

В 2017 году цифровая революция вошла в решающую фазу – к интернету подключился каждый второй житель Земли. По оценке Глобального института McKinsey (MGI), уже в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы.

Россия сегодня живет в цифровой эре: по количеству пользователей интернета она занимает первое место в Европе и шестое – в мире. За последние три года смартфонов у нас стало вдвое больше – теперь они есть у 60% населения. Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. А количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в два раза только за один 2016 год и достигло 40 млн человек.

Все изменения проявляются в самых различных сферах:

  • Экраны начинают заменять тексты.
  • Проводится тотальное картирование мира.
  • Осуществляется экранирование мира.
  • Происходит изменение видения.
  • Конструируются единичные миры.
  • Появляются новые формы совместимости.
  • Виртуальные объекты совмещаются с материальными и т.д.

Изменения в образовании

Темп развития общества напрямую зависит от творческих усилий самой личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Человек будущего – это творческая, динамичная, свободная в своих суждениях личность, которая быстро ориентируется в мире меняющихся технологий и умеет самостоятельно принимать эффективные решения.

Однако, по мнению многих исследователей как за рубежом (Кен Робинсон, Дэниэль Кропф, Джеймс Хекман и др.), так и в России, сегодняшний уровень образования вообще и педагогическая мысль в частности не соответствует потребностям развития общества. Действительно, «90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, – наши современники».

Перед учеными и педагогами стоит задача разработки образовательной системы, способной интегрировать ребенка в современный быстро изменяющийся высокотехнологичный мир знаний и информации с учетом комплексного подхода «наука – технология – инновация».

  • В мировой практике образование сегодня воспринимается как потребность, необходимая для человека в течение всей жизни. Такой подход заставляет менять систему в целом, и в первую очередь стартовое, дошкольное образование.
  • О важности воспитания и образования детей именно в возрасте от рождения до школы говорили много, но реальные изменения начали происходить именно в тот момент, когда была оценена экономическая составляющая инвестиций в образование. Согласно исследованиям нобелевского лауреата Джеймса Хекмана, инвестиции в дошкольное образование дают значимо большую отдачу, чем в школьное и в вузовское образование. Недаром ранее необязательное дошкольное воспитание сегодня постепенно превращается в обязательный элемент национальных систем образования.

Ведущие экономисты свидетельствуют, что высококачественные программы раннего обучения обеспечивают развитие экономики, так как дети, которые посещали детские сады с наличием воспитательно-образовательных программ, скорее всего, хорошо учатся в школе, находят хорошую работу и добиваются успеха в жизни.

А исследования показали, что налогоплательщики получают высокую доходность инвестиций в высококачественное образование детей младшего возраста, с экономией в таких областях, как улучшение результатов образования, повышение производительности труда, снижение уровня преступности.

Образование осознано как инструмент конкурентности. В доходе развивающихся стран экспорт образования выходит на первые места.

  • Сильно деформируется профессиональная структура.
  • Появляются новые субъекты образования, обеспечивающие конкурентность – дошкольники и одаренные.
  • Разрабатываются новые модели взаимодействия в обучающих средах.
  • Наблюдается рост неинституциональных форм образования.
  • Создаются дружественные среды: в ситуациях, где быстро все меняется, учат не столько учителя, сколько среды.
  • Образовательные программы производят не профессионалы.
  • Информацию производит «толпа».
  • Происходит переход от текста к «сенсоиду».
  • Признается тот факт, что «неявное знание», так востребованное сегодня, входит в противоречие с западной моделью образования, принятой в мире.

Дошкольное образование в цифровом обществе

Несмотря на осознание роли дошкольного образования, в прогнозах оно редко учитывается, если не сказать, что вовсе не учитывается. Вместе с тем, даже не оглядываясь на глобальные задачи, условия существования системы дошкольного образования в эпоху семи революций требуют радикальных перемен, так как:

  1. Произошла смена образовательной парадигмы: от ориентации на устойчивую внешнюю среду – к постоянно меняющемуся миру. Образование превращается из консервативных видов человеческой деятельности в динамично меняющийся.
  2. Знания, в том числе и педагогические, обновляются каждые два года, и имеется тенденция к сокращению этого времени.
  3. Требуется проектировать воспитательно-образовательную работу с учетом новейших знаний о функциях мозга.
  4. Требуется развитие процессного и конструктивного мышлений.
  5. Интуиция становится важной составляющей образовательных процессов.
  6. Развиваются неинституциональные формы образования.
  7. Познавательные процессы визуализируются.
  8. Намечается постепенный переход к телепатическим системам.

И все эти перемены должны найти свое отражение в системе дошкольного образования с учетом негативного влияния внешней среды и ослабленного психофизиологического состояния нового поколения.

Цифровизация системы дошкольного образования

Административная деятельность – неотъемлемая часть индустрии образования. Цифровизация коснулась ее в первую очередь. Действительно, даже детские сады, в которых информационно-коммуникационные технологии используются по минимуму, бухгалтерскую отчетность и взаимодействие с вышестоящими организациями осуществляют с помощью компьютера. Уже сегодня в ДОО используются такие функции, как:

  • Анимация.
  • Единые образовательные платформы.
  • Ресурсы в интернете.

Подготовка педагогических и управленческих кадров – неотъемлемая часть индуст­рии образования. С этой целью создаются и используются:

  • Онлайн-курсы.
  • Онлайн-экзамены.
  • Цифровые учебники.

Когда люди говорят о цифровых технологиях в области образования, они подразумевают компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны, то есть экраны.

Этические проблемы

Вопрос любой новой технологии сегодня и в будущем – вопрос этики.

Педагогу, родителям и управленцам все чаще и чаще предстоит делать выбор между «вредно для здоровья» и «полезно для знаний».

Как мы должны воспитывать детей, чтобы выиграть 4IR?

А. Мейерс (Meyers, 2018), отвечая на этот вопрос, указывает на ряд факторов, учет которых в обучении детей необходим для успешного преодоления четвертой индустриальной революции:

  1. Сотрудничество общества, бизнеса и государства в определении образовательных приоритетов.
  2. Развитие личности.
  3. Приоритет обучения горизонтального, а не вертикального (взаимное обучение, средовое обучение).
  4. Развитие мягких (сетевых) навыков.
  5. Приобретение культурных компетенций.
  6. Замена запоминания творческим решением проблем, их поиском.
  7. Разработка и тестирование альтернативных мер познания.
  8. Альтернативные пути обучения и развития педагогов
  9. Формирование так называемого «кода профессии».
  10. Ставка на лидеров образования.
  11. Признание и устранение для воспитанников и педагогов социально-экономических проблем, таких как жилье, болезни, инвалидность и питание.
  12. Реабилитация имиджа педагогов.

Компетенции педагога-дошкольника XXI века должны включать:

  1. Этико-правовые знания.
  2. Биофизиологическую подготовку, а лучше нейрофизиологическую.
  3. Подготовку в области науки.
  4. Технологическую подготовку.
  5. Цифровые навыки и компетенции по принципу ecdl.
  6. Знания в области экологии и устойчивого развития.
  7. Билингвальную подготовку.

Педагогам необходимо ЕЖЕГОДНОЕ повышение квалификации.

Конкуренцию с машинами, вероятно, смогут выдержать только педагоги по призванию.

Даже в далеком будущем пока невозможно представить технологию, способную заменить истинный талант и творчество на основе любви к своему делу.

Литература

  1. Домохозяйства мира – 2017. URL: http://www.demoscope.ru/weekly /2018/0771/index.php
  2. Ефремова Э. (2017) В новой религии роль Бога отведена искусственному интеллекту. URL: https://www.ridus.ru/news/262303
  3. Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 272 с.
  4. Курцвейл Р. (2018) Технический директор Google расписал будущее мира: прогноз до 2099 года. URL: https://inforesist.org/texnicheskij-direktor-google-raspisal-budushhee-mira-prognoz-do-2099-goda/
  5. Фрейзер К. (2017). Можем ли мы марсифицироваться? URL: https://inosmi.ru/science/20170114/238526901.html
  6. Цифровизация. URL: https://en.wikipe-dia.org/wiki/Digitization
  7. Computerworld Россия. – 2015. – №20.
  8. Demographic trends, technological progress and economic growth in advanced economies. Speech by Lorenzo Bini Smaghi, Member of the Executive Board of the ECB, 66° Congresso Nazionale di Pediatria (66th National Paediatrics Congress), Rome, 22 October 2010
  9. Dobbs R, Oppenheim J., Thompson F., Brinkman M., Zornes M. Resource revolution: Meeting the world’s energy, materials, food, and water needs. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability-and-resource-productivity/our-insights/resource-revolution
  10. ECCE-2018. URL: https://ecceconference.com/news/2018/sostoyalos-otkrytie-mezhdunarodnoy-konferentsii-esse-2018/
  11. McAfee A. Brynjolfsson E. Big Data: The Management Revolution
  12. Meyers A. (2018). How Should We Educate Children to Win the Fourth Industrial Revolution?
  13. NASA (2018). URL: https://www.nasa.gov/kidsclub/index.html
  14. Report Mc Kinsey Global Institute November (2011). Resource Revolution: How to Capture the Biggest Business Opportunity in a Century. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability-and-resource-productivity/our-insights/resource-revolution-how-to-capture-the-biggest-business-opportunity-in-a-century
  15. Resource Revolution (2018). How to Capture the Biggest Business Opportunity in a Century. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability-and-resource-productivity/our-insights/resource-revolution-how-to-capture-the-biggest-business-opportunity-in-a-century/
  16. Science Education for Responsible Citizenship (2015). URL: https://ec.europa.eu/research/swafs/pdf/pub_science_education/KI-NA-26-893-EN-N.pdf
  17. Seven Revolutions (2018). URL: https://www.csis.org/programs/seven-revolutions
  18. Smaghi L.B. (2010). Demographic trends, technological progress and economic growth in advanced economies. Speech by Lorenzo Bini Smaghi, Member of the Executive Board of the ECB, 66° Congresso Nazionale di Pediatria (66th National Paediatrics Congress), Rome, 22 October 2010
  19. The Performance Management Revolution. URL: https://www.innovationexcellence.com/blog/2018/05/03/how-should-we-educate-children-to-win-the-fourth-industrial-revolution
  20. Timeline of the Far Future (2015). URL: https://informationisbeautiful.net/visualizations/timeline-of-the-far-future/