Собкин В.С., Халутина Ю. А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №1(83). – С. 6–18.
Собкин Владимир Самуилович – академик РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии образования, Заслуженный деятель науки РФ (Москва, Россия)
Халутина Юлия Андреевна – научный сотрудник ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (Москва, Россия)
Статья посвящена исследованию отношения родителей к содержанию и формам образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание уделено анализу следующих трех аспектов: оценка общей удовлетворенности родителей образовательным процессом; оценка качества обучения в детском саду; эффективность обучения и развития личности ребенка в детском саду. Статья подготовлена на основе материалов анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. В качестве инструментария использовалась анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО, в которой респондентам предлагался широкий спектр вопросов, касающихся отношения к системе дошкольного образования, их жизненных ценностей, особенностей детско-родительских отношений и др. В статье рассматриваются особенности отношения родителей к образовательному процессу в дошкольном учреждении в зависимости от влияния социально-демографических (пол, возраст) и социально-стратификационных (материальная обеспеченность, уровень образования, полнота и состав семьи) факторов. Исследование показало явное доминирование позитивных родительских оценок содержания и формы проведения занятий в детском саду, а также профессиональной квалификации воспитателя. Полученные материалы также свидетельствуют о том, что подавляющее большинство современных родителей детей-дошкольников высоко оценивают качество обучения ребенка в детском саду по различным направлениям (развитие речи, обучение грамоте, развитие элементарных математических представлений, формирование представлений о природе, конструирование, эстетическое развитие, физическая культура, патриотическое воспитание). Приведенные в статье данные позволяют сделать вывод о том, что родители с низким материальным статусом склонны гораздо ниже оценивать позитивное влияние детского сада на развитие своего ребенка.
Ключевые слова: дошкольник, родитель, детский сад, удовлетворенность образовательным процессом, оценка качества обучения, оценка эффективности обучения.
Для цитирования: Собкин В.С., Халутина Ю. А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №1(83). – С. 6–18.
Материалы статьи получены 17.09.2017
Период дошкольного детства – сложнейший этап психосоциального развития. Именно в этом возрасте психические процессы становятся опосредованными, произвольными, происходит активное формирование личности ребенка (Запорожец, Эльконин, 1965; Леонтьев, 2009; Лисина, 2009; Собкин, Веракса, Бухаленкова и др., 2017). В рамках культурно-деятельностного подхода в психологии считается, что окружающие ребенка условия играют принципиальную роль в его развитии (Запорожец, Эльконин, 1965; Смирнова и др., 1999; Асмолов, 2011; Веракса А.Н., Веракса Н.Е., 2008; Карабанова, 2014). Ключевую роль здесь играют родители, как те значимые взрослые, которые, согласно Л.С. Выготскому, выполняют функцию культурного посредничества, определяя содержание и характер социальной ситуации развития. Постепенно в процессе взросления появляются другие значимые взрослые («общественные взрослые» – воспитатели), возникают особые отношения со сверстниками, кардинально меняется структура режима дня и условий жизни. Все это оказывает серьезное влияние на развитие ребенка (Запорожец, Эльконин, 1965; Собкин, Писарский, 1994; Собкин, Марич, 2002; Леонтьев, 2009; Лисина, 2009; Карабанова, 2014; Собкин, Веракса, Бухаленкова и др., 2017; Собкин, Халутина, 2017; Sobkin et al., 2016). Поэтому выбор дошкольного учреждения является важным фактором, который может оказать серьезное влияние на дальнейшую жизнь взрослеющего человека (Смирнова, 1980; Собкин, Марич, 2002; Собкин, Иванова, Скобельцина, 2011; Собкин, Скобельцина, Иванова, Верясова, 2013; Собкин, Халутина, 2016; Lazar, Darlington, Murray & etc, 1982; Barnett, Hustedt, 2003; Burger, 2010).
Особо отметим, что основным мотивом решения родителей об определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение является стремление к его полноценному развитию, которое основано на их представлении о том, что именно в детском саду будет обеспечена возможность личностного развития ребенка, его успешная социализация и подготовка к школе (Собкин, Халутина, 2016; Jalongo, Fennimore, Pattnaik, Laverick, Brewster, Mutuku, 2004). В этой связи важно учитывать современную тенденцию к дифференциации образовательных учреждений: на сегодняшний день в поле зрения родителей находится широкий спектр дошкольных учреждений, которые существенно различаются между собой, как по условиям содержания детей, так и по содержанию реализуемых образовательных программ (Собкин, Иванова, 2010; Собкин, Верясова, 2012; Асмолов, 2013; Собкин, Халутина, 2016; Yamamoto, Li, 2012). При этом, несмотря на имеющиеся возможности дифференциации содержания образования, по-мнению большинства родителей, отклонение от стандартной программы является нежелательным параметром деятельности образовательного учреждения (Собкин, Халутина, 2016).
В ряду многочисленных проблем особое значение приобретает вопрос, касающийся отношения родителей детей дошкольного возраста к содержанию и качеству образовательного процесса в детском саду (Собкин, Иванова, 2008; Собкин, Иванова, 2010; Рагозинникова, 2012; Cascio, Schanzenbach, 2013; Slot, Leseman, Verhagen, Mulder, 2015). Так, в зарубежных и отечественных исследованиях специальное внимание уделяется выявлению тех объективных показателей, которые влияют на качество образовательного процесса: количество детей в группе, профессиональный уровень воспитателя, содержание образовательной программы, качество окружающих ребенка условий, внимание к его потребностям, ориентация процесса обучения на личностное развитие ребенка и др. (Cascio, Schanzenbach, 2013; Slot, Leseman, Verhagen, Mulder, 2015; Jalongo, Fennimore, Pattnaik, Laverick, Brewster, Mutuku, 2004). Несмотря на то, что ученые серьезно продвинулись в выявлении разнообразных критериев, определяющих оценку качества дошкольных образовательных учреждений, мало что на данный момент известно именно о взглядах родителей на эти вопросы (Yamamoto, Li, 2012). Заметим, что особое значение это приобретает в связи с данными о различиях в представлениях родителей о критериях качественного образования в зависимости от влияния таких социально-стратификационных факторов, как, например, национальность, уровень материальной обеспеченности, уровень образования, полнота семьи и др. (Lazar, Darlington, Murray & etc, 1982; Yamamoto, Li, 2012; Slot, Leseman, Verhagen, Mulder, 2015). Это свидетельствует о том, что отношение к образовательному процессу – сложный феномен, требующий подробного изучения. В этой связи стоит сделать специальный акцент на важности исследования специфики отношения к образовательному процессу всех субъектов образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей (Собкин, Марич, 2002; Собкин, Иванова, 2008; Собкин, Иванова, Казначеева, 2010; Собкин, Иванова, 2011; Рагозинникова, 2012; Yamamoto, Li, 2012).
Высказанные выше положения определяют основную цель настоящей статьи – рассмотреть особенности отношения родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду. В этой связи особое внимание будет уделено следующим трем вопросам: общая удовлетворенность родителей образовательным процессом; оценка качества обучения; эффекты обучения в развитии личности ребенка.
Статья основана на материалах анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих дет-ские образовательные учреждения города Москвы, и продолжает наши предыдущие публикации по результатам проведенного исследования (Собкин, Халутина, 2016; Собкин, Халутина, 2017; Sobkin et al., 2016).
В ходе исследования была использована анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования РАО в 1997 году (Собкин, Марич, 2002), которая впоследствии модифицировалась и совершенствовалась (Собкин, Скобельцина, Иванова, Верясова, 2013). В ней родителям предлагается широкий круг вопросов, касающихся их жизненных ценностей, особенностей детско-родительских отношений, отношения к системе дошкольного образования, особенностей взаимодействия с воспитателями в дошкольном учреждении, ожиданий по отношению к образовательной программе и др.
Полученный материал проведенного анкетного опроса анализируется относительно влияния демографических (пол ребенка, пол родителей, возраст родителей) и социально-стратификационных (образовательный уровень родителей, материальное положение, полнота и состав семьи) факторов.
Для выявления степени удовлетворенности родителей различными аспектами образовательного процесса в дошкольном учреждении были использованы следующие три вопроса: «Удовлетворены ли вы содержанием занятий в детском саду?»; «Удовлетворены ли вы формой проведения занятий в детском саду?»; «Удовлетворены ли вы профессиональной квалификацией воспитателя?». Ответ на каждый из них предполагал выбор одного из четырех вариантов: вполне удовлетворен(а), мало удовлетворен(а), не удовлетворен(а), не могу оценить. Предложенные вопросы позволяют в первом приближении оценить отношение родителей как к реализуемым в дошкольном учреждении образовательным программам (их содержанию и форме проведения), так и к воспитателю, организующему образовательный процесс. Результаты ответов родителей приведены в таблице 1.
Как видно из приведенных в таблице 1 данных, большинство из опрошенных родителей высоко оценивают как содержание, так и форму организации образовательного процесса в детском саду. При этом лишь незначительная часть отмечает, что они «мало удовлетворены», либо «не удовлетворены» этими аспектами деятельности ДОУ. Наряду с этим отметим, что каждый четвертый из опрошенных родителей отметил, что «плохо представляет, как проходят занятия, поэтому не может оценить их». Другими словами, выбор подобного ответа фиксирует отчужденность родителей от процесса воспитания ребенка в детском саду. И доля таких среди них весьма высока. В этой связи повышение степени включенности родителей в образовательный процесс, реализуемый на занятиях в детском саду, следует рассматривать как серьезную социально-педагогическую проблему.
Важно отметить и существенные различия в степени удовлетворенности родителей содержанием и формой образовательного процесса в отличие от оценки профессиональной квалификации воспитателя. Так, из таблицы 1 видно, что родители значительно чаще склонны позитивно оценивать профессиональную квалификацию воспитателя (88,7%), по сравнению с положительной оценкой содержания (66,9%) и форм проведения занятий (68,9%). Особо отметим и тот факт, что, оценивая профессиональную квалификацию воспитателя, лишь каждый десятый родитель (9,4%) отметил, что он «не может оценить ее, т.к. не знает, какова она». Это значительно ниже по сравнению с результатами выбора этого варианта ответа при оценке содержания и формы образовательного процесса. Подобное сопоставление позволяет предположить, что современные родители детей-дошкольников оценивают профессиональную квалификацию педагога не только на основе своих знаний о содержании и форме проведения занятий, а опираются на опыт и результаты межличностного общения с ним, отзывы ребенка и т.д.
В этой связи особый интерес представляет анализ взаимосвязей удовлетворенности родителей содержанием занятий, формой их проведения с оценкой профессиональной квалификации воспитателя.
С этой целью был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице 2.
Высокие значимые положительные корреляции, представленные в таблице 2, позволяют говорить о том, что современные родители склонны сходным образом оценивать содержание, форму образовательного процесса и профессиональную квалификацию воспитателей. Однако стоит особо отметить следующее: несмотря на то, что уровень значимости всех представленных корреляций весьма высок (p < .01), их абсолютные значения различны. Так, взаимосвязь оценок удовлетворенности содержанием и формой проведения занятий заметно выше по сравнению с их связями с оценкой профессиональной квалификации воспитателя. Представленные результаты, во-первых, позволяют говорить о том, что удовлетворенность содержанием и формой проведения занятий жестко связаны между собой в сознании родителей; во-вторых, удовлетворенность квалификацией педагога не связана лишь с формой и содержанием занятий, а зависит во многом и от других факторов.
Специально проведенный анализ влияния социально-демографических и социально-стратификационных факторов на ответы родителей об уровне их удовлетворенности образовательным процессом позволил выявить следующие две важные тенденции.
Во-первых, на оценку удовлетворенности родителей содержанием и формой проведения занятий существенное влияние оказывает уровень их материальной обеспеченности (см. рис. 1).
Как видно из представленных на рис. 1 данных, с повышением уровня материальной обеспеченности родителей возрастает и уровень их удовлетворенности образовательным процессом в дошкольном учреждении.
Рис. 1. Различия в оценках уровня удовлетворенности содержанием и формой занятий в детском саду среднеобеспеченными
и недостаточно обеспеченными родителями (%); различия значимы на уровне p < .05
Заметим, что подобный результат уже отмечался в наших предыдущих исследованиях (Собкин, Скобельцина, Иванова, Верясова, 2013). На наш взгляд, это свидетельствует
о том, что в системе дошкольного образования явно проявляется неравенство в доступе к качественному образованию: оно оказывается доступным для групп с более высоким уровнем материальной обеспеченности. В этом отношении можно сделать вывод о том, что сама система дошкольного образования не является пассивной, а напротив, она увеличивает неравенство в доступе к качественному образованию. Иными словами, система дошкольного воспитания является фактором, усиливающим социальное неравенство в получении ребенком качественного образования.
Помимо этого, следует отметить и другой результат: недостаточно обеспеченные родители, по сравнению со среднеобеспеченными, гораздо чаще отмечают, что они «плохо представляют, как проходят занятия, и не могут их оценить» (соответственно: 50,0% и 24,3%; p < .05). На наш взгляд, оценка формы проведения занятий во многом может быть объяснена возможностью присутствовать на занятиях, наблюдать за реализацией образовательного процесса. Таким образом, полученный результат косвенно свидетельствует о том, что представители более слабых социальных страт реже могут «видеть» форму организации занятий, присутствовать на них, что не позволяет им оценить их качество, в то время как представители более сильных социальных страт имеют возможность наблюдать за образовательным процессом. Понятно, что выявленные различия могут быть объяснены не столько разными ресурсами свободного времени, которое уделяется ребенку, сколько мотивационными факторами. Например, сниженным интересом у представителей слабых социальных страт к содержанию и формам организации образовательного процесса в детском саду.
В целом, полученные результаты показывают, что с повышением уровня материальной обеспеченности увеличивается уровень удовлетворенности родителей как содержанием, так и формой проведения занятий в детском саду. При этом с повышением уровня материальной обеспеченности растет и уровень осведомленности родителей об образовательной программе дошкольного учреждения, форме ее реализации.
Во-вторых, влияние социально-стратификационных факторов проявилось и в оценке уровня профессиональной квалификации воспитателя. При этом значимое влияние оказывает не столько материальное положение или уровень образования, сколько социально-ролевая позиция взрослого в структуре семьи – отцовская или материнская. Так, отцы, по сравнению с матерями, существенно чаще отмечают, что они «не могут оценить профессиональную квалификацию воспитателя, т.к. не знают, какова она», соответственно: 12,6% и 6,9%; p < .05. На наш взгляд, это отражает традиционалистское распределение полоролевых функций по воспитанию ребенка в семье. Мать не только в существенно большей степени взаимодействует с ребенком, но и с дошкольным учреждением: отводит ребенка в детский сад, взаимодействует с воспитателем, старается присутствовать на занятиях и т.д.
Обобщая результаты проведенного анализа, стоит особо отметить следующие три момента. Во-первых, показано явное доминирование позитивных родительских оценок содержания и формы проведения занятий в детском саду, а также профессиональной квалификации воспитателя. Во-вторых, оценка родителями содержания и форм проведения занятий зависит от социально-стратификационных факторов, при этом особое влияние здесь оказывает именно материальный статус семьи. В-третьих, при воспитании ребенка явно проявляется своеобразное распределение функций, соответствующих традиционалистской модели семьи. В силу этого матери, по сравнению с отцами, не только в большей степени включены в процесс воспитания ребенка-дошкольника, но и значительно активнее взаимодействуют с детским садом.
Для более детального анализа удовлетворенности родителей образовательным процессом в дошкольном учреждении им предлагалось по пятибалльной шкале (где 1 – «неудовлетворительно», а 5 – «очень хорошо») оценить качество обучения ребенка по различным направлениям: развитие речи, обучение грамоте, развитие элементарных математических представлений, формирование представлений о природе, конструирование, эстетическое развитие (восприятие художественной литературы, ИЗО, музыка), физическая культура, патриотическое воспитание.
Анализ полученных данных показывает, что наиболее высоко родители оценивают качество занятий, направленных на формирование у ребенка представлений о природе (4,6) и эстетическое развитие (4,6). Также родители достаточно высоко оценили качество физического воспитания (4,5), развития элементарных математических представлений (4,4), патриотического воспитания (4,4), конструирования (4,4). При этом в наименьшей степени родители удовлетворены такими направлениями, как развитие речи (4,3) и обучение грамоте (4,2). В целом, полученные материалы показывают, что подавляющее большинство современных родителей детей-дошкольников достаточно высоко оценивают качество обучения ребенка по различным направлениям, поскольку средние оценки лежат в интервале от «хорошо» до «очень хорошо».
При этом следует особо отметить, что оценка качества обучения ребенка на занятиях в детском саду в существенной степени определяется своеобразием социально-ролевой позиции взрослого в структуре семьи – отцовской и материнской (см. табл. 3).
Как видно из приведенных в таблице 3 данных, материнские и отцовские оценки качества образования в детском саду сходны лишь по трем показателям из восьми предложенных: обучение грамоте, конструирование и развитие речи. В то же время матери, по сравнению с отцами, по остальным пяти показателям склонны более высоко оценивать качество обучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Стоит особо отметить, что при анализе различия отцовской и материнской позиции в оценке качества образования в дошкольном учреждении важно учитывать и пол ребенка. Так, родители девочек, по сравнению с родителями мальчиков, значимо выше оценивают качество обучения по таким направлениям, как «развитие речи» (соответственно: 4,4 и 4,2; p < .01) , «обучение грамоте» (соответственно: 4,4 и 4,1; p < .01) и «эстетическое развитие» (соответственно: 4,7 и 4,5; p < .01). Косвенно это может свидетельствовать о том, что современные дошкольницы более развиты, по сравнению с мальчиками, как в речевом, так и эстетическом плане.
Особый интерес представляет оценка качества обучения мальчиков и девочек в зависимости от ролевой позиции взрослого (отцовской и материнской). С этой целью был проведен более детальный анализ полученных данных (см. табл. 4).
Как видно из представленных в таблице 4 данных, отмеченные ранее различия обусловлены тем, что именно отцы мальчиков гораздо критичнее оценивают качество образования в дошкольных учреждениях. При этом сравнение оценок матерей и отцов девочек не выявило значимых различий в их отношении к качеству образовательного процесса в детском саду. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что отцы мальчиков предъявляют к образовательному и воспитательному процессу в детском саду значительно более высокие требования; косвенно это свидетельствует и о повышенной требовательности отцов по отношению к сыновьям.
Весьма характерно и влияние материального статуса семьи на оценку качества обучения ребенка в детском саду (см. рис. 2).
Представленные на рис. 2 различия свидетельствуют о том, что родители с низким материальным статусом в меньшей степени, по сравнению со среднеобеспеченными, удовлетворены качеством обучения ребенка практически по всем направлениям воспитательной работы. Заметим, что эти данные еще раз подтверждают отмеченную выше тенденцию меньшей удовлетворенности представителей слабых социальных страт качеством дошкольного воспитания, что ранее проявилось в более низких показателях удовлетворенности содержанием и формой проведения занятий в ДОУ.
Рис. 2. Оценка качества обучения в дошкольном учреждении недостаточно обеспеченными и среднеобеспеченными родителями; различия значимы на уровне p < .03
Обобщая результаты проведенного анализа, стоит особо отметить следующие три момента. Во-первых, подавляющее большинство современных родителей детей-дошкольников высоко характеризуют качество обучения ребенка в детском саду практически по всем направлениям: средние оценки лежат в интервале от «хорошо» до «очень хорошо». Во-вторых, мнение родителей о качестве занятий в детском саду во многом зависит от их ролевой позиции в семье: именно отцы мальчиков склонны значительно строже оценивать качество образования в дошкольных учреждениях. В-третьих, обнаружено специфическое влияние фактора материальной обеспеченности на оценку родителями качества обучения ребенка в ДОУ: родители с низким материальным статусом менее удовлетворены качеством занятий с их ребенком практически по всем направлениям воспитательной работы.
Помимо оценки качества обучения особый интерес представляет анализ мнений родителей о результативности занятий с ребенком в детском саду. С этой целью им предлагалось по пятибалльной шкале оценить (где 1 – «совершенно не влияет», 5 – «оказывает сильное влияние») влияние детского сада на развитие тех или иных способностей ребенка, его личностных качеств и навыков. Для оценивания предлагался широкий спектр характеристик: умственные, интеллектуальные способности; умение читать, писать; умение ясно выражать свои мысли; умение находить новых друзей, легко адаптироваться в новом коллективе; аккуратность, дисциплинированность; физические качества (ловкость, подвижность и др.); художественные способности (умение рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); целеустремленность, выдержка, настойчивость; доброта, отзывчивость; патриотизм.
Анализ ответов родителей показывает, что наиболее высоко они оценивают влияние детского сада на развитие у ребенка социально-адаптивных способностей – умения находить новых друзей, легко адаптироваться в новых условиях (4,4 балла). Кроме того, по мнению родителей, детский сад позитивно влияет на развитие у ребенка аккуратности и дисциплинированности (4,2); доброты и отзывчивости (4,2); умственных, интеллектуальных способностей (4,1); художественных способностей: умения рисовать, играть на музыкальных инструментах и др. (4,1); и физических качеств: ловкости, подвижности и др. (4,1). Существенно ниже оценивается влияние детского сада на формирование у ребенка патриотизма (3,9); волевых качеств (3,7); умения ясно выражать свои мысли и чувства (3,9); читать и писать (3,7).
Анализ полученных данных позволил выявить существенное влияние такого фактора, как полнота и неполнота семьи. Так, сравнение ответов замужних и незамужних матерей показало, что основные различия касаются следующих двух важных аспектов детского развития: умения находить новых друзей, легко адаптироваться в новом коллективе (соответственно: 4,4 и 4,7; p < .05) и патриотизма (соответственно: 3,9 и 4,3; p < .05). Таким образом, матери-одиночки, по сравнению с замужними матерями, склонны заметно выше оценивать положительное влияние детского сада на развитие навыков социального взаимодействия ребенка и его идеологическое воспитание.
Особый интерес представляют также и различия в ответах родителей в зависимости от их образовательного и материального статуса. Причем тенденции здесь прямо противоположны.
Так, родители со средним специальным образованием, по сравнению с родителями с высшим образованием, существенно выше оценивают влияние детского сада на развитие у ребенка умения находить новых друзей, легко адаптироваться в новом коллективе (соответственно: 4,6 и 4,4; p < .02); развитие его физических качеств: ловкости, подвижности и др. (соответственно: 4,3 и 4,0; p < .01); художественных способностей: умения рисовать, играть на музыкальных инструментах и др. (соответственно: 4,3 и 4,0; p < .01); патриотического воспитания (соответственно: 4,0 и 3,7; p < .03). Помимо этого, родители со средним образованием, по сравнению с родителями с высшим образованием, склонны существенно выше оценивать влияние детского сада на развитие у ребенка-дошкольника умения читать и писать (соответственно: 4,4, и 3,6; p < .02). В целом, приведенные различия позволяют сделать вывод о том, что родители с более высоким образовательным статусом (наличие высшего образования) склонны ниже оценивать степень влияния детского сада на развитие своего ребенка.
Противоположная тенденция проявляется при сравнении ответов родителей с разным материальным статусом. Так, недостаточно обеспеченные родители, по сравнению со среднеобеспеченными, ниже оценивают влияние детского сада на развитие у своего ребенка умения ясно выражать свои мысли и чувства (соответственно: 3,5 и 3,9; p < .03); волевых качеств (соответственно: 3,5 и 3,8; p < .01); читать и писать (соответственно: 2,8 и 3,7; p < .04); аккуратности, дисциплинированности (соответственно: 3,8 и 4,3; p < .02); доброты и отзывчивости (соответственно: 3,7 и 4,2; p < .01); художественных способностей (соответственно: 3,9 и 4,1; p < .04). К этому стоит добавить также и то, что умение находить новых друзей, легко адаптироваться в новом коллективе существенно ниже оценивается малообеспеченными и среднеобеспеченными родителями, по сравнению с высокообеспеченными (соответственно: 4,3, 4,4 и 4,8; p < .04). В целом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что родители с низким материальным статусом склонны гораздо ниже оценивать позитивное влияние детского сада на развитие своего ребенка, по сравнению со среднеобеспеченными и высокообеспеченными.
Заметим, что результаты, касающиеся оценки эффективности детского сада в развитии ребенка в зависимости от материального статуса семьи, содержательно коррелируют
и с приведенными ранее данными о различиях относительно удовлетворенности содержанием и формой проведения занятий в ДОУ,
а также относительно оценок качества обучения по различным направлениям. Таким образом, представители более слабых социальных страт склонны ниже оценивать содержание и форму проведения занятий, качество обучения в детском саду и его влияние на развитие личности ребенка.
Следует специально подчеркнуть устойчивость этой тенденции, поскольку аналогичные результаты были обнаружены и в нашем более раннем социологическом опросе родителей детей-дошкольников, проведенном в 2007 году (Собкин, Скобельцина, Иванова, Верясова, 2013). Это позволяет сделать вывод о том, что более обеспеченные семьи в целом положительно оценивают сложившуюся систему дошкольного воспитания, что косвенно может свидетельствовать и о социальном неравенстве, сложившемся в государственной системе дошкольного образования: обеспеченные родители имеют более широкий доступ к получению качественного образования.
Обобщая результаты, приведенные в данном разделе, стоит специально отметить следующие два момента. Во-первых, современные родители детей дошкольников склонны позитивно оценивать вклад дошкольных образовательных учреждений в развитие своего ребенка. При этом наиболее высоко они оценивают влияние детского сада на развитие у него социально-адаптивных способностей – умения находить новых друзей, легко адаптироваться в новых условиях. Во-вторых, оценка родителями эффектов обучения во многом зависит от социально-стратификационных факторов, среди которых обращает на себя внимание влияние материального и образовательного уровня семьи. При этом тенденции здесь противоположны. Так, родители, относящие себя к средне- и высокообеспеченному слою, склонны чаще отмечать позитивное влияние детского сада на развитие личности ребенка, по сравнению с низкообеспеченными. И, напротив, родители с высоким образовательным уровнем, более критичны в оценке позитивного влияния детского сада на ребенка.
Завершая данную статью, выделим следующие четыре основных момента:
1. Проведенное исследование показало, что современные родители детей-дошкольников положительно оценивают содержание и форму проведения занятий в детских садах, а также профессиональную квалификацию воспитателей. Они вполне удовлетворены данными аспектами деятельности ДОУ. Вместе с тем, полученные данные указывают на то, что значительная часть современных родителей (каждый четвертый-пятый) плохо представляет себе содержание образовательной программы и форму проведения занятий с их ребенком.
2. Подавляющее большинство современных родителей детей-дошкольников склонны достаточно высоко оценивать реализуемую в детском саду образовательную программу. В наибольшей степени родители довольны занятиями, направленными на формирование у ребенка представлений о природе, и занятиями художественно-эстетического цикла. В свою очередь, занятия, направленные на развитие речи, а также обучение ребенка грамоте, оцениваются родителями наиболее низко, по сравнению с другими видами занятий. Это позволяет сделать вывод о том, что одним из основных требований родителей к образовательным программам в детском саду является подготовка своего ребенка к школе.
3. По оценкам родителей детский сад оказывает явное позитивное влияние на развитие социально-адаптивных способностей ребенка: его умение находить новых друзей, легко адаптироваться в новых условиях. При этом они в меньшей степени склонны связывать развитие у своего ребенка волевых качеств, умение ясно выражать свои мысли
и чувства, формирование у него навыков письма и чтения, воспитание патриотизма с влиянием именно образовательной программы детского дошкольного учреждения.
4. При анализе материалов проведенного социологического опроса явно проявилось влияние уровня материальной обеспеченности родителей на их оценку качества образовательной программы, реализуемой в детском саду. В целом, это позволяет сделать вывод о существовании социального неравенства в доступе детей из слабых социальных страт к качественному образованию.
Ваша корзина пуста