ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Веракса Н.Е. Диагностическая методика «Необычное дерево»

Веракса Н.Е. Диагностическая методика «Необычное дерево» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №2. – С.60–63.

Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, профессор Московского педагогического государственного университета, председатель международного оргкомитета международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», главный редактор научно-практического журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика» и международного научного журнала Early Childhood Education Today, член редколлегии журналов European Early Childhood Education Research Journal, International Journal of Early Years Education. Автор более 150 работ по вопросам психологии детства. 

Для цитирования: Веракса Н.Е. Диагностическая методика «Необычное дерево» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №2. – С.60–63.

Методика «Необычное дерево» была разработана нами для анализа развития мышления ребенка. При конструировании методики в качестве механизма умственной деятельности рассматривались познавательные способности. Под способностями вслед за отечественными авторами, разрабатывавшими проблему способностей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер О. М. Дьяченко и др.), мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обуславливающие успешность выполнения действия в ситуации. Мы выделяем три группы познавательных способностей: нормативно-стабилизирующие, преобразующие и способности к символическому опосредствованию.

Нормативно-стабилизирующие способно¬сти позволяют понять объект или ситуацию как единицу культуры, т. е. как некоторый стандарт, предполагающий вполне определенный (извест¬ный) способ действия. Нормативно-стабилизирующие способности включают сенсорные и интеллектуальные способности. Сенсорные способности обеспечивают восприятие предметов и их свойств. Они формируются рано (в 3–4 года) и составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы и величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета – семь цветов спектра, формы – пять геометрических фигур, величины – градации и параметры величины. К старшему дошкольному возрасту ребенок не только ориентируется в данных эталонах (знает их названия), но и может использовать эталоны для описания окружающего мира. При этом с помощью эталонов дети воспринимают реальные объекты, не всегда идентичные образцу. Кроме этого уже к 4 годам дети могут анализировать свойства предметов, т. е. раскладывать сложные объекты на составные части, и синтезировать их, собирать из элементов целостный объект. Очевидно, что сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (арифметикой, чтением, природоведением и др.).

Интеллектуальные способности позволяют решать задачи на уровне более сложного, чем восприятие, процесса – мышления. Основным средством решения задач у дошкольников является наглядная модель. Она передает строение или структуру предмета, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, устанавливает между ними отношения. К старшему дошкольному возрасту ребенок может использовать наглядную схему, чертеж или другой вид модели для решения различных задач. В дальнейшем дети учатся и сами создавать модели, помогающие им в решении задач. Опора на внешнюю схему (структуру) позволяет детям решать не только образные, но и логические задачи: классифицировать объекты, устанавливать математические отношения, выстраивать причинно-следственные связи. Они могут справиться с теми заданиями, которые было бы чрезвычайно сложно выполнить в умственном (внутреннем) плане. Овладение действиями наглядного моделирования позволяет решать широкий круг задач, что дает возможность ребенку в дальнейшем успешно учиться в школе.

Способности к преобразованию (преобразующие) являются составной частью механизма творчества. Они возникают у детей дошкольного возраста и продолжают функционировать на протяжении всей жизни человека в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах деятельно¬сти. Основу способностей к преобразованию составляют способы оперирования отношениями противоположности. Развитые способности к преобразованию позволяют дошкольникам создавать новые образы путем преобразования имеющихся у них представлений о знакомых, обычных предметах и объектах действительности. Дети рисуют необычных, сказочных животных, людей, растения, при этом они могут объединять в одном рисунке представления о противоположных состояниях и свойст¬вах. Так, необычный человек – это обычный человек, который ходит вверх ногами, или человек-робот, одна половина которого – обычный человек, другая – машина.

Преобразующие способности дают возможность ребенку не только наметить пути изменения различных ситуаций, но и позволяют понять принципы построения учебных предметов. Осваиваемое ребенком многообразное содержание интегрируется в целостную картину мира. Развитие способностей к преобразованию осуществляется в процессе разрешения противоречивых ситуаций и в игровой деятельности. Механизм преобразования лежит в основе активной творческой позиции ребенка в дошкольном возрасте. Его учет необходим при решении вопроса о преемственности дошкольного и школьного образования.

Способности к символическому опосредст¬вованию (или способности к символизации) помогают ребенку выражать свое отношение к действительности с помощью символиче¬ских средств. Эти средства позволяют ребенку обобщать свой эмоционально-познавательный опыт и, используя его, выражать свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувст¬вам и т. д. Проявление такого отношения может происходить в различных продуктивных деятельностях – при создании творческого продукта, в игре – при разыгрывании сюжета для проявления своего отношения к событию, для передачи смысла сюжета для ребенка.

Как и все другие виды способностей, символические развиваются с возрастом. Первоначально ребенок использует конкретные признаки для описания своего эмоционального состояния или отношения (например, цвет). К старшему дошкольному возрасту средства, которые помогали ему, расширяются, детализируются, приобретают более обобщенный характер. К концу дошкольного возраста дети начинают использовать традиционно принятую символику для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям (например, плохое настроение символизирует дождь, дружбу – рукопожатие). Способности к символизации (умение культурно выразить свои эмоции, найти для них подходящий образ) помогают ребенку не только в решении творческих задач, но и в сложных жизненнных ситуациях. Они также входят в состав механизма творчества и начинают складываться в дошкольном возрасте. Они применяются в эмоционально насыщенных ситуациях (например, в конфликтной ситуации), при смене ведущего вида деятельности (например, при переходе от игры к обучению).

Данный подход позволяет ожидать, что дошкольники, решая мыслительные задачи, могут применять различные способности и их сочетания. Для анализа особенностей мышления детей в зависимости от характера механизма способностей была разработана методика «Необычное дерево». Ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги дерево. А затем на обратной стороне нарисовать необычное дерево и объяснить, что в нем необычно. При выполнении второго задания дети могут опираться на способности к преобразованию или нормативно-стабилизирующие, или символические. Особенности механизма мыслительной деятельности можно понять на основе сопоставления рисунка дерева и необычного дерева. Действительно, рисуя необычное дерево, ребенок должен представить себе идею «необычности» и воплотить ее на листе бумаги. В этом случае необычность может быть понята нормативно, как, например, дерево, в ветвях которого сидят птицы. Строго говоря, такое дерево вполне традиционно. Но если ребенок понял необычность таким образом, то он фактически выполнил задание, опираясь на нормативно-стабилизирующие способности.

Другой вариант выполнения рисунка основан на применении способностей к преобразованию. Вот как Саша С. (6;4) объяснил то, что он сделал.

«Это дерево необычно тем, что внизу оно узкое, а вверху оно все шире и шире... На дереве висит ларец, в ларце – яйцо, в яйце – игла. Наверху ловушка для рыцаря. А внизу лежат доспехи. Внизу у дерева маленькие веточки, а чем выше, тем оно суше. Возле дерева лежит нож, маленький меч, пистолет, щит и большой меч».

 

Рисунок необычного дерева, выполненный Сашей С.

Прежде всего, обратим внимание на то, что ребенок подчеркивает своеобразие формы дерева: внизу дерево узкое, а вверху – широкое. Фактически дошкольник совершил процедуру преобразования обычного дерева. Другими словами, он выполнил рисунок наоборот: поменял местами верх и низ дерева. То, что это преобразование выполнено не случайно, отражается в комментарии по поводу размеров веток. У обычного дерева внизу самые большие ветки, а чем выше, тем ветки меньше. Здесь опять-таки в объяснении ребенка прослеживается обратная логика. Не ограничившись использованием механизма способностей к преобразованию, Саша С. наполнил рисунок еще и символической атрибутикой – доспехами рыцаря. Тем самым он применил и механизм символического опосредствования. Анализ рисунка Саши С. показывает, что его мышление хорошо развито и от него можно ожидать высоких результатов по другим методикам.

Рисунок, построенный с применением механизма символического опосредствования, представлен в работе Ярослава Б. (7;3). Его  дерево необычно тем, что оно исполняет желания: «Это дерево волшебное – можно сорвать листочек и сбудется желание». Он так и назвал его – «дерево радости». В нем идея необычности передана через эмоциональное отношение. Дерево нарисовано с человече¬ским лицом. Судить о том, что этот рисунок выполнен с опорой на способности к символическому опосредствованию, можно на основе следующих признаков. Прежде всего, как уже отмечено, рисунок передает эмоциональное отношение ребенка – радость.

 

Рисунок необычного дерева, выполненный Ярославом Б.

Наличие эмоционального компонента в рисунке всегда говорит о его символичности. Здесь эмоциональность усилена изображением дерева с лицом человека как символом эмоционального состояния. Кроме того, в рисунке опосредствованно представлена потребностная сфера ребенка – дерево выполняет желания. Во многом сходным по механизму выполнения с рисунком Ярослава Б. является рисунок Кати П. (6;11). Она так объяснила выполненное изображение: «Это дерево обуви. На этом дереве висит обувь, а на самых нижних ветках – перчатки с варежками». Дело не в том, что на дерево повесили эти предметы, а они на нем чудесным образом появляются. Идея чудесного представлена в сказках и мифах. Она входит в содержание символа и передается детьми в рисунках. Другими словами, при создании такого типа изображений дошкольники опираются на символиче¬ские способности.

 

Рисунок необычного дерева, выполненный Катей П.

Итак, данная методика позволяет проанализировать, с помощью каких механизмов ребенок предпочитает осуществлять мыслительную деятельность. Важно, чтобы дети могли использовать все три вида способностей для решения познавательных задач. Методика «Необычное дерево» позволяет довольно быст¬ро сделать предварительную прикидку особенностей мыслительной деятельности дошкольника и использовать ее как исходную для формулирования стратегии изучения мышления конкретного ребенка.