ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка

Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С.62–65.

 

Денисенкова Наталья Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ.

Для цитирования: Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2. – С.62–65.

Уникальность и неповторимость каждого человека во многом определяют его способности. Они начинают формироваться в раннем детстве и развиваются в течение всей жизни.

Известный детский психолог О. М. Дья­ченко писала, что способности имеют непреходящее значение для человека, они обеспечивают ему успешность в различных видах деятельности и помогают быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки. Именно высокий уровень развития способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные стороны для понимания отношений, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов, выражать свое отношение к окружающим людям и явлениям жизни в культурно выработанных формах.

Неповторимое сочетание и уровень развития способностей определяются двумя факторами: задатками и воздействием окружающей среды.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, данные природой при рождении. Немалую роль здесь играет наследственность.

Окружающая среда – понятие более широкое. В него входит вся совокупность условий, в которых мы живем: культура, социум, экология, образование, семья и многое другое. Ученые разных направлений: психологи, педагоги, социологи и др. сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья.

 

Как показывают исследования (К. Ю. Бе­лой, Н. Е. Вераксы, Н. С. Денисенковой, Т. В. Доро­но­вой, Л.Б. Шнейдер и др.), в современном российском обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие родственники) проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка.

В связи с этим с особой остротой встает вопрос, какую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь развитию интеллекта и креативности дошкольника.

Можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие способностей ребенка:

  • позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;
  • отношение семьи к развитию способностей ребенка;
  • стили детско-родительских отношений;
  • стиль контроля и руководства ребенком;
  • состав семьи и отношения внутри нее.

Рассмотрим каждое из этих направлений.

В работах Е. Л. Пороцкой и В. Ф. Спиридонова было выявлено, что значительное влияние на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников оказывают ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАЗВИТИЮ (активная или пассивная) и способы воздействия на него (учитывающие и не учитывающие возрастные особенности, амплификация или акселерация).

Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Не менее важно, чтобы члены семьи были нацелены на амплификацию развития, т. е. учитывали возрастные возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, складывающуюся систему обобщений, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу. Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, речи, памяти, внимании. Помимо этого, у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем.

Если родители активны, но при этом нацелены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, учат читать и писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. По-видимому, это связано с тем, что ребенок уже использует все свои возможности, опираясь на память, в то время как творческие задачи становятся ему не по плечу, и динамика его развития замедляется. В начальной школе такие дети хорошо успевают, но затем могут стать «твердыми середнячками», а в старшей школе часто испытывают трудности.

Как показали исследования Н. С. Денисен­ковой и Е. А. Кло­­потовой, познавательная активность у этих детей снижается, их сложно чем-либо заинтересовать. При этом страдают как динамический компонент познавательной активности, так и содержательный. Дети не просто задают мало вопросов, но и не стремятся проникнуть в сущность явлений, понять причинно-следственные связи.

Диагностика школьной готовности также свидетельствует о деформации мотивационной готовности. Зачастую такие дошкольники не хотят идти в школу, основной их мотив – получение хороших отметок, а не познание нового. Помимо этого, отмечаются и личностные проблемы. Дети не уверенны в себе, чувст­вуют себя больными, усталыми. Сталкиваясь с первыми школьными трудностями, ребенок испытывает настоящий стресс, что часто приводит к невротическим реакциям и проблемам со здоровьем.

Пассивная позиция родителей – нежелание заниматься с детьми – также приводит к невысокому уровню развития способностей.

Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них так же, как и в предыдущем случае, слабо развита познавательная активность. Они неуспешны на занятиях, что, в свою очередь, отталкивает их от дальнейшего развития. При этом, если родители понимают ценность дошкольного возраста, поощряют игры, рисование, конструирование, ребенок может успешно творчески развиваться, чувствовать себя эмоционально комфорт­но и имеет значительные шансы на успешность в школе.

Если же родители не занимаются с ребенком, но при этом ожидают, что он должен читать, писать и учиться по школьной программе, то перспективы развития такого малыша могут быть печальны. Он демонстрирует невысокие интеллектуальные показатели, имеет скудное воображение, низкую познавательную активность. Кроме того, он не уверен в себе, школа вызывает у него страх.

Следовательно, наиболее благоприят­ной для развития способностей дошколь­ников является активная позиция ро­ди­телей, учитывающая возрастные осо­бен­ности ребенка и направленная на расширение возможностей дошкольника.

Наши практические наблюдения близки к этим данным и могут их дополнить. Они касаются ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РАЗВИ­ТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. Само отношение родителей к интеллектуальным и творческим способностям может быть различным: положительным, нейтральным, отрицательным.

При положительном отношении родители всячески поощряют интеллектуальное развитие, радуются успехам малыша в этой области, поддерживают и творческую активность. В этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшему самосовершенствованию, что положительно сказывается на уровне его умст­венного развития.

Если же родители никак не выражают своего отношения к способностям ребенка, а тем более, высказывают недовольство тем, что ребенок отличается от других, то в этом случае может отсутствовать стимул к достижению новых результатов, стремление познать, научиться чему-либо новому, а следовательно, снижается активность познавательного развития.

Косвенное подтверждение эти данные получили в исследованиях влияния позиции родителей на развитие одаренных дошкольников (О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенкова, К. Тэкэкс, Е. Р. Торренс и др.). Оказалось, что очень значимым для развития как детей, так и подростков является отношение родителей к их одаренности.

В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны близких дети делают вывод, что важнее всего – не выделяться и начинают скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственное, но и на личностное развитие. Длительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и даже психозам (M. A. Dirkes).

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка в этой области помогает дошкольнику развивать свои интеллектуальные и творче­ские способности.

Другим важным фактором, оказывающим влияние на развитие способностей, является СТИЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (А. В. Варга, В. В. Столин).

Безусловное принятие и любовь – обязательное условие благоприятного интеллектуального, личностного и социального развития ребенка. Этот тип отношений характеризуется тем, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Взрослые уважают его индивидуальность, симпатизируют ему. О значении родительской любви писало большинство психологов, педагогов, социологов и даже философов. Мы не будем повторяться и говорить о необходимости принятия, любви и уважения ребенка.

Однако мы не нашли однозначных данных, как положительное отношение к ребенку влияет на развитие способностей. Наши исследования показывают, что нет прямой зависимости между принятием родителями ребенка и уровнем развития его способностей. Психологическая и педагогическая практика подтверждает это положение.

Противоположным стилем детско-родительских отношений является отвержение, когда родители считают своего ребенка плохим, неудачливым, по большей части испытывают к нему злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку, не уважают его. Для детей в таких семьях характерны различные эмоционально-личностные проблемы, описанные многими авторами (А. И. Захаров, А. М. Прихожан, А. С. Спиваковская и др.). Познавательное развитие часто отступает на второй план из-за серьезных личностных и социальных проблем. Такие дети сосредоточены на взаимоотношениях с главными в их жизни людьми – родителями, вследствие чего их познавательная активность и мотивация подавляются.

Открытое непринятие ребенка в практике встречается редко. Однако бывают случаи скрытого отвержения. Родители часто говорят, что они прилагают все усилия, чтобы вырастить умного и успешного ребенка. Однако им не повезло с сыном или дочерью – он (она) ленив, невнимателен, медлителен и т. д. Этому типу родительского отношения часто сопутст­вует другой, авторитарная гиперсоциализация. Он характеризуется ожиданием безоговорочного послушания и дисциплины, пристальным вниманием к поведению ребенка, требованием социального успеха. Родители много внимания уделяют обучению ребенка, посещают с ним множество занятий, студий, развивающих центров. Он постоянно чем-то занимается, куда-то едет. Часто доходит до того, что ребенку не хватает времени на дневной сон, прогулки, игры.

В большинстве случаев эти дети очень перегружены, что приводит к быстрой утомляемости и, как следствие, к снижению успешности. Они начинают чувствовать себя неудачниками, не соответствующими высоким стандартам взрослых, снижается их самооценка, появляются тревожность, мнительность, чувство болезненности. Родители при этом демонстрируют свое недовольство, тем самым усугубляя ситуацию.

При этом взрослые искренне полагают, что делают все для ребенка и приносят себя в жертву его будущему: «Не прощу себе, если не сделаю все для развития моей девочки. Не настолько она устает. А как же другие дети все успевают? Что ж ей, дома бездельничать?».

Однако выясняется, что родители очень мало знают о своем малыше, о его желаниях, мыслях, интересах, увлечениях, о его эмоциональном и физическом состоянии. Ребенок не рассматривается как личность.

Если более глубоко анализировать причины такого поведения, нередко оказывается, что за таким типом родительского отношения стоит скрытое неприятие ребенка, замаскированное под чрезмерную заботу о нем. Ребенок становится средством самоутверждения и реализации амбиций родителей. Для них, прежде всего, важно, чтобы он демонстрировал высокие достижения. Эмоциональные срывы, плохое самочувствие, подавленное настроение не берутся в расчет.

Такой тип отношения к ребенку до определенного возраста может быть эффективным с точки зрения развития интеллектуальных способностей, а также накопления знаний и умений. Дети стремятся сделать все, чтобы порадовать родителей и получить их похвалу. Они очень старательно занимаются, добиваясь высоких результатов.

Однако эти успехи относительны.

Во-первых, такая ситуация неблагоприятно сказывается на развитии творческих способностей. Чрезмерный контроль, высокие требования, игнорирование индивидуальности ребенка в большинстве случаев тормозят развитие воображения.

Во-вторых, стремясь добиться любви близких взрослых, ребенок не задумывается о средствах, с помощью которых он добивается успеха. Такие дети могут без разрешения взять работу более успешного ребенка, выдать ее за свою, наябедничать на товарищей, если это будет им полезно. Иными словами, нравст­венное развитие может идти со значительными искажениями. Такие дети одиноки и зачастую не имеют друзей.

В-третьих, с возрастом картина может резко измениться. Взрослея, ребенок пересматривает ценности, предложенные ему родителями, и выстраивает свои собственные. Подростки, которые были примерными учениками в младших классах, неожиданно бросают учебу, отворачиваются от родителей, полностью переключаясь на сообщества сверстников.

Подобные случаи встречаются не только в отечественной практике. Американским психологом Дж. Фримен (J. Freeman) было замечено, что излишние родительские амбиции зачастую сопровождаются высоким уровнем скрытой агрессивности у детей. Вырастая, они не избавляются от этого, а все так же испытыва­ют чувство неудовлетворенности отношениями с родителями. Такие одаренные подрост­ки, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывали, что родители не воспринимали их как личность, а видели только способности и достижения.

Недостаточное принятие ребенка, чрезмерная фиксация на успехах, игнорирование его интересов и потребностей могут привести к личностному и социальному неблагополучию в будущем.

Тип детско-родительских отношений кооперация наиболее благоприятен для развития детских способностей. Для него характерны заинтересованность родителя в делах и планах ребенка, желание помочь. При этом ребенку предоставляется значительная самостоятельность в сочетании с ответ­ственностью за свои поступки. Взрослые высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности сына или дочери, испытывают чувство гордости за них, что стимулирует познавательное и творческое развитие детей.

Обобщив вышесказанное, можно сделать следующий вывод: принятие и любовь, кооперация с ребенком, поддержка его самостоятельности – важные условия развития способностей дошкольников.

Еще одним важным фактором в отношениях ребенка и родителей является СТИЛЬ КОНТРОЛЯ И РУКОВОДСТВА РЕБЕНКОМ.

Ученые и практики единодушны в том, что жесткий контроль, силовое давление и другие формы прямого авторитарного вмешательства не дают возможности для развития способностей ребенка. Особенно показательно в этом плане исследование Д. Боумрина, Р. Д. Хесса и В. С. Шипмана. Они разделили стили руководства и контроля за детьми на императивный и инструктивный.

Родители, предпочитающие императивный стиль, ждут от ребенка беспрекословного выполнения их указаний. Их отношения основываются на соблюдении авторитета взрослого, а не на сотрудничестве и уважении. Императивный стиль развивает в ребенке пассивность, податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но выказывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет их медленно и неохотно. Дети не вступают в открытый конфликт, но сознательно затягивают выполнение действия, стремятся найти любые отговорки. У таких детей, как правило, наблюдается невысокий уровень познавательной активности.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются. Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. Поэтому данный стиль взаимоотношений воспитывает инициативу и твердость. Именно он свойственен родителям, чьи дети обладают высокими интеллектуальными способностями. Такие отношения подталкивают детей к самостоятельному поиску и принятию решения, дают возможность выбора. С одной стороны, при инструктивном стиле родителям гораздо сложнее справиться с ребенком, который не боится идти на открытый конфликт и готов отстаивать свою точку зрения. Но, с другой стороны, ребенок, осознанно выполняющий те или иные действия, будет делать их охотнее и быстрее. При таком стиле отношений у детей складывается ориентация не на внешний, а на внутренний контроль, который так необходим при реализации любых задатков. Данный стиль родительского поведения развивает в ребенке независимость и творчество.

Есть также данные о том, что стиль контроля и руководства различается в семьях, где дети больше преуспевают в вербальных дисциплинах или делают большие успехи в математике и науках, требующих пространственного мышления, различны (Ж. Годфруа).

У детей с высоким уровнем способностей к вербальным наукам, как правило, складываются крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. В этих случаях уже с раннего дет­ства родители уделяют много внимания умст­венному развитию детей, покупают им познавательные игрушки, позволяют участвовать в своих разговорах. Однако в школьном возрасте такие родители зачастую усиливают контроль за успеваемостью, придавая ей большое значение.

Что касается детей со способностями в области математических наук и пространст­венного воображения, то, по-видимому, они значительно свободнее в своих инициативах. Такая относительная независимость учит их работать самостоятельно, взаимодействуя с объектами окружающего физического мира. При этом они могут сосредоточиться на задачах, которые решают довести до конца, а также развивать пространственные представления и интерес к оперированию числами.

Если проанализировать отношения в семьях, где дети отличаются высоким уровнем творче­скими способностями, то можно увидеть, что родители обычно не проявляют авторитарности и чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Исследователи, однако, отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) наблюдается определенная эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими.

Следовательно, можно говорить о том, что уважение к личности, тактичное направление поступков ребенка с помощью бесед и разъяснений, а также предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей.

Исследования, посвященные влиянию СОСТАВА СЕМЬИ И ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ НЕЕ на развитие способностей дошкольников, довольно разрознены. Ученые рассматривают состав семьи, в том числе количество в ней детей; отношения между братьями и сест­рами, внуками и прародителями (бабушками и дедушками), ребенка – с родителями противоположного пола; психологические характеристики самих родителей на становление способностей ребенка.

Обращаясь к вопросу состава семьи, большинство ученых сходится во мнении, что полнота семьи, т. е. наличие обоих родителей, и их совместное проживание, не определяет само по себе развитие способностей. Важным фактором здесь становится психологиче­ское благополучие членов семьи. Разведенные родители, положительно относящиеся друг к другу и к ребенку, могут дать больше для его познавательного развития, чем живущие вместе мама и папа, находящиеся постоянно на грани развода.

Исследования, посвященные влиянию братьев и сестер на развитие интеллекта и креативности, показали следующие интересные зависимости. Р. Б. Зайонц и его сотрудники обнаружили связь интеллектуального развития с количеством детей в семье (R. B. Zayonc, G. B. Markus). Они установили, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллекта. Было выявлено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Разница IQ между этими крайними группами составляла 10 баллов. Скорее всего, это происходит из-за того, что младшие дети имеют меньше возможностей общаться со взрослыми.

Творческие способности, по-видимому, не связаны с этим фактором. Для развития воображения важно, чтобы у ребенка был младший брат или сестра с небольшой разницей в возрасте. В этом случае хуже всего приходится последнему ребенку, родившемуся намного позже остальных и не имеющему возможность придумывать игры для младшего брата или сестры (B. Miller, D. Gerard).

Обращаясь к содержательной стороне взаимоотношений между родственниками, многие ученые отмечают значительное влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола. Различные исследования (J. Freeman, S.L. Bem) говорят о том, что одаренным людям, добившимся успеха, свойст­венна андрогиния, т. е. сочетание женских и мужских черт характера и поведения. Такая гибкость и многоплановость дает им возможность осваивать самые разнообразные сферы деятельности. Многие из них в автобиографических отчетах писали о том, что основную поддержку и влияние на них оказывали родители противоположного пола. Особенно это касалось отцов одаренных дочек.

Обследуя детей с высоким уровнем способностей, мы также обнаружили, что в своих рисунках они отражают близость к родителям противоположного пола. Из опросов членов семьи следовало, что родители противоположного пола больше внимания уделяют детям, чем родители того же пола. Мамы больше времени уделяли мальчикам. Отцы больше занимались с девочками, помогали им в освоении традиционно мужских видов деятельности, то же можно сказать и о бабушках и дедушках.

Для развития ребенка большое значение имеет жизненная позиция самих родителей. Положительное, активное отношение к жизни, открытость миру оказывает стимулирующее влияние на развитие способностей детей. Обследование родителей, чьи дети демонстрируют высокий уровень познавательного и творческого развития, показало, что большинство взрослых в свободное время предпочитают посещать театры, выставки, часто путешествуют. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями. У них часто бывают родственники или друзья. Хотя бы раз в месяц к ним приходят знакомые с детьми, или они сами ездят в гости.

Таким образом, можно говорить о том, что социально активная и открытая позиция всей семьи, взаимодействие ее членов, участие в воспитание ребенка не только родителей, но и других родственников, общение с родителем противоположного пола оказывают положительное влияние на развитие способностей детей.

В завершение хочется еще раз сказать, что семья, в которой не только одобряются познавательные и творческие устремления ребенка, но и прилагаются значительные усилия для активного развития его способностей, где маленький человек воспринимается как самоценная личность со всеми своими индивидуальными и возрастными особенностями, а контроль и руководство за детским развитием осуществляется на основе уважения и ответственности, имеет все шансы воспитать способного, интересного, творческого человека, открытого для познания окружающего мира.