Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 50–57.
Денисенкова Наталия Сергеевна, Красило Татьяна Александровна, кафедра социальной психологии развития, МГППУ (Москва, Россия)
В статье рассматриваются тенденции развития детей дошкольного возраста, связанные с особенностями современной социализации. Сегодня процесс вхождения ребенка в культуру имеет ряд специфических черт: размываются границы между детством и взрослостью, меняется позиция ребенка по отношению к миру взрослых, взрослый перестает быть уникальным носителем культуры, эффективность традиционных практик воспитания и обучения становится неоднозначной, снижается интенсивность общения ребенка со взрослыми и с другими детьми. Одной из причин, обусловливающих эти изменения, является бурное вхождение цифровых технологий в повседневную жизнь ребенка. Интернет, компьютер, планшет, телефон и другие гаджеты, которыми дошкольник владеет зачастую лучше, чем родители, становятся не просто игрушкой, но и средством социализации. Для определения и описания новой грани социализации ребенка используется термин «цифровая социализация». Ее характеризуют следующее: использование детьми высокотехнологичного арсенала цифровых устройств, длительность нахождения ребенка в онлайн-пространстве, возрастание рисков, связанных с онлайн-средой, увеличение технической грамотности детей по сравнению с родителями, снижение универсальности фигуры взрослого и его роли в детско-родительских отношениях и др.
Ключевые слова: культурно-исторический контекст детства, современное детство, взрослый, социализация, цифровая социализация.
Для цитирования: Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 50–57.
DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10058
Материалы статьи получены 10.09.2019.
Понятие «социализация» отечественные психологи понимают как овладение ребенком общественным опытом путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и отношений, воспроизведение их в дальнейшей активной деятельности (Выготский, 1984, 1999; Кон, 2003; Эльконин, 1989). Л.С. Выготский писал, что характеристикой социальной ситуации развития в дошкольном детстве является отделение ребенка от взрослого, его выход за пределы семейных отношений и приобщение к широкому миру человеческой культуры (Выготский, 1984, 1984). Следовательно, можно говорить о том, что одной из основных характеристик дошкольного детства является вхождение в социум, в культуру, т.е. социализация.
Изучение социализации дошкольника сегодня невозможно без анализа современного культурно-исторического контекста детства. Говоря о задачах, стоящих перед исследователями современного детства, Д.И. Фельдштейн пишет о необходимости дать оценку исторической ситуации и социокультурной среды, в которой сегодня объективно функционирует и развивается Детство; очертить его сущностно значимые особенности и характеристики; выявить специфику самого процесса развития современного Детства (Фельдштейн, 2009).
Анализируя историческую ситуацию и социокультурную среду, в которой происходит социализация дошкольников, нельзя обойти вниманием фигуру взрослого.
Само понятие взрослости претерпевает сейчас значительные изменения.
Н.Н. Толстых, исследуя различные подходы к современному взрослению, выделяет три характеристики современного взросления: переход из детства во взрослость наступает значительно позже; изменяются критерии взрослости; наблюдается отход от единого понимания наступления взрослости в разных культурах, социальных слоях, стратах и т.д. (Толстых, 2015).
Устоявшиеся признаки взрослости: отделение от родителей, обретение финансовой самостоятельности, вступление в брак, рождение детей и др., в ХХI в. перестают маркировать взрослость. Люди, достигшие совершеннолетия, не считают себя взрослыми, не хотят взрослеть, планировать свою карьеру, не стремятся жить отдельно от родителей и обрести финансовую самостоятельность, завести семью и т.д. В бедных социальных слоях человек считается взрослым уже в 14–15 лет, а более обеспеченные люди продолжают учиться, искать себя уже после 30 лет (Поливанова, 2016; Толстых, 2015; Qvortrup, 2008).
Очень важной для понимания социализации современного ребенка нам представляется идея, высказанная Н. Постманом в книге «Исчезновение детства» (Postman, 1982). Он пишет о том, что в современном обществе отсутствует четкая граница, отгораживающая детство от взрослости. Следовательно, само понятие детства и взрослости, как противопоставленные друг другу, теряют смысл. Существует только два четко физиологически определенных возраста: младенчество и старость. Остальные люди относятся к группе неопределенного возраста, после которого наступает пенсия.
Д. Элкинд поддерживает данный тезис, утверждая, что современный ребенок уже плохо вписывается в традиционный детский возраст, ибо различия между взрослыми и детьми могут быть менее значимыми, чем различия между группами (этническими, социальными и др.) (Elkind, 1997, 2001).
Иными словами, можно говорить о том, что само понимание взрослости сегодня выглядят расплывчато и неопределенно. А классическое определение детства, как «периода, на протяжении которого ребенок находится вне производительной и социальной деятельности общества под опекой и протекцией взрослых» (Карабанова, 2005), требует уточнения.
Зыбкость границ и характеристик взрослости и детства отражается во многих феноменах современного детства, социализации дошкольников, в специфических чертах развития современных детей, перестройке взаимоотношений между взрослыми и детьми, между самими детьми, между разными поколениями. Анализ современных отношений «ребенок–взрослый» и «ребенок–ребенок» показывает, что взрослый перестает быть единственным и неоспоримым посредником между миром культуры и ребенком (Moore, 2011; Morrow, 2011).
Д.И. Фельдштейн, рассматривая феномены современного детства, отмечает следующее (Фельдштейн, 2009). Взрослый уже не рассматривается детьми как единственный носитель чего-то нового и интересного. Развитие технологий приводит к тому, что освоение нового содержания получения информации, овладения новыми способами и видами деятельности стало доступно детям непосредственно, без участия взрослого.
Меняется реальная позиция ребенка по отношению к миру взрослых. Освоение этого мира осуществляется ребенком теперь не просто в форме эстафеты, когда «палочка» знаний и культуры передается от одного поколения к другому. Процесс имеет много вариантов. Сегодня дети иногда опережают взрослых (например, в освоении новых компьютерных и коммуникационных технологий).
Б.Д. Эльконин, говоря о современном кризисе детства, пишет, что дети выходят из постоянного контакта с взрослыми. Сокращается время семейного общения, досуга. Появляются новые виды деятельности, где взрослый не занимает ведущей роли (Эльконин, 1992).
К.Н. Поливанова полагает, что глобализация в значительной мере влияет на все традиционные национальные практики, в том числе практики воспитания и обучения. Миграция, высокая мобильность людей создают условия для роста лингвистического и культурного разнообразия, напрямую влияют на образовательные и воспитательные практики. Ребенок сталкивается с таким многообразием очень рано, что принято связывать с возникновением так называемой мозаичной или гибридной идентичности (Поливанова, 2016).
О смене прежних воспитательных и образовательных практик пишут А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин (Венгер, Слободчиков, Эльконин, 1989; Эльконин, 1992). С их точки зрения, сегодня эти практики не обеспечивают оптимального развития ребенка и процесса его социализации. Кроме этого размываются ведущие виды деятельности, содержание и временные границы кризисов смещаются и перестают быть очевидными. Все это говорит о «кризисе детства», т.е. периоде принципиальной трансформации, отягощенном рядом негативных симптомов.
Помимо трансформации общения ребенка с взрослым происходят изменения и во взаимоотношениях детей со сверстниками и другими детьми. Детское сообщество динамично меняется, оставаясь частично скрытым от взрослых. Многие дети используют новые средства (гаджеты) для общения со сверстниками. Коммуникационные технологии становятся популярнее «живого» общения. Сворачивается и обедняется игровая деятельность. Уменьшается количество времени, проводимого ребенком с другими детьми (Социальная возрастная психология, 2019).
Перечисленные выше специфические черты социализации современного ребенка, разумеется, не полностью описывают этот процесс. Однако они дают представление о том, что существенную роль в изменениях, происходящих во взаимоотношениях взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, играют современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
С точки зрения Г.У. Солдатовой, ИКТ сегодня – важнейший агент социализации, который начинает конкурировать с семьей и школой (Солдатова, 2018). Для отражения сегодняшних реалий она вполне обоснованно предлагает расширить известную концепцию экологических систем У. Бронфенбреннера (The State of Americans…, 2007). На современном этапе в эту сложную динамическую систему, состоящую из пяти взаимосвязанных и как бы вложенных друг в друга подсистем, рассматриваемых во временной перспективе (микросистемы, мезосистемы, экосистемы, макросистемы и хроносистемы), можно включить еще один экологический уровень – техносистему. Она имеет все тенденции потеснить микросистему и, соответственно, все остальные системы и занять первый уровень в этой модели (Солдатова, 2018).
На данный момент дети практически самостоятельно осваивают особенности современного мира, погружаясь в реальность, наполненную техническими средствами. Специфика сегодняшнего времени заключается в том, что традиционные формы социализации все чаще соседствуют с так называемой цифровой социализацией (Поливанова, 2016; Социальная возрастная психология, 2019; Толстых, 2015).
Одним из факторов, увеличивающих разнообразие моделей детства и их вариаций, размывающих традиционно принятые в психологии нормативы детского развития, в последнее десятилетие являются технологические изменения (Поливанова, 2016; Солдатова, 2018; Digital Childhoods…, 2018; The Palgrave handbook of childhood studies, 2016). Информационно-коммуникативные технологии затрагивают семью и все сферы образования, начинают конкурировать с семьей и школой. Сегодня многие авторы говорят о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства (Солдатова, Рассказова, Нестик, 2017; Digital Childhoods…, 2018).
Среди наиболее существенных факторов, влияющих на психическое развитие современного ребенка, на его эмоциональную сферу и личность, в первую очередь можно выделить воздействие телевидения и Интернета.
Интернет является своеобразным миром, в котором присутствуют свой язык, свои способы общения, взаимодействия, и огромный, почти не контролируемый никем пласт информации, который может оказывать на ребенка влияние различных форм: обучающее, мотивирующее, формирующее определенные эмоции и т.д.
Е.О. Смирнова высказывает серьезную озабоченность в связи с активным внедрением компьютерных игр, развивающих программ и других «экранных развлечений» в широкую практику семейного воспитания. Компьютер стал для детей не просто помощником и источником информации, а средством получения сенсорных впечатлений, без которого они уже не могут обойтись. Цифровые технологии входят в жизнь ребенка практически с младенческого возраста, когда вместо погремушки родители привешивают к коляске специально выпускаемые детские планшеты. Живое общение, игровая и предметная деятельности и просто физическая активность – все это начинает вытесняться взаимодействием с компьютером (и его аналогами).
И, разумеется, все эти обозначенные тенденции отражаются на особенностях развития современных детей (Смирнова, Соколова, Матушкина и др., 2014).
Интернет – это уже привычное для человечества культурное орудие, способствующее порождению других, отличных от традиционных способов деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов, которые в сложном взаимодействии с традиционной жизнедеятельностью в офлайн создают особую социальную ситуацию развития и новый образ жизни современного ребенка (Солдатова, 2018).
Не менее важным представляется изучение влияния на развитие ребенка телевизионного пространства. Более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, 10% дошкольников тратят все свободное время на телевизионные передачи (Фельдштейн, 2009).
Исследования показывают, что в малообеспеченных семьях Филадельфии телевизор включают во время еды или он работает непрерывно у 21–35% семей с маленькими детьми, 48% детей до 8 лет играют с интерактивным экраном около 30 минут в день. Половина детей в возрасте до 4 лет активно самостоятельно пользовались телевизором. Три четверти детей владели мобильным устройством (смартфоном, iPod или планшетом). Большинство детей знали, как пользоваться этими устройствами без посторонней помощи. За 2 года (с 2012 по 2014 г.) количество таких детей увеличилось вдвое. Статистика говорит о бессистемном и мало контролируемом родителями использовании телевизора, гаджетов и других экранов в столь раннем возрасте (Children and screens…, 2018).
Информационно-коммуникационная среда ставит перед ребенком специфические задачи, решение которых влияет на содержание его психического развития. В результате когнитивное и личностное развитие ребенка может происходить в какой-то другой форме, подчиняться иной логике, давать на выходе другой, по сути, результат. Значение этого результата для благополучия и дальнейшей успешности ребенка в условиях современного ему мира сегодня неясно и дискуссионно.
В первую очередь необходимо принимать во внимание влияние Интернета как специфической технологии, отличающей его от других медиа-технологий, возможных изменений нормативных моделей развития и здоровья детей, границ допустимого в контексте цифрового образа жизни, учета цифрового разрыва между поколениями и снижения возможностей взрослых конструировать детство в онлайн-среде и в дополнительной реальности (Солдатова, 2013, 2017, 2018).
В данном случае речь идет не только об информации, но и о коммуникации с живыми и неживыми элементами онлайн-пространства, онлайн-потреблении, а также о культурных, психологических и технических аспектах использования электронных устройств.
Таким образом, цифровая социализация сегодня дополняет традиционную социализацию, являясь ее важной частью, а развивающаяся цифровая культура представляет новый этап развития общества, настоятельно требующий новых взглядов и подходов (Солдатова, 2018; Smith J., Hewitt B., Skrbiš, 2015; Stornaiuolo, 2017).
Цифровая социализация – опосредованный всеми доступными цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности (Солдатова, 2018). Без него сегодня затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества.
Данные исследований, представленных Г.У. Солдатовой (Солдатова, 2013, 2018), позволяют говорить о том, что в последнее десятилетие социализация ребенка проходит под влиянием цифровой среды. Автор выделяет некоторые особенности современной социальной ситуации, влияющие на развитие его интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер, на особенности взаимоотношений с окружающим миром, на социальные и культурные практики:
Перечисленные выше характеристики определяют принципиальные изменения в развитии ребенка, а также задают форму и содержание взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Рефлексия и подробное изучение этих взаимных влияний представляется необходимой как для понимания механизмов развития современного ребенка, так и для организации процесса воспитания, не отгораживающего ребенка от реального мира, но обеспечивающего его безопасность и благополучие.
Денисенкова Наталия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии развития, МГППУ (Москва, Россия), nataliya-denisenkova@yandex.ru
Красило Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии развития, МГППУ (Москва, Россия), t-krassilo@rambler.ru
Ваша корзина пуста