ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Абдуллаева И.Ф. Дидактические игры и упражнения в старшей группе

№8 2023 Абдуллаева И.Ф. Дидактические игры  и упражнения в старшей группе
Полный текст

Абдуллаева Исли Фильядиновна, воспитатель, МАОУ Видновская СОШ №9 (дошкольное отделение), г. Видное, Московская область, abdullaeva-ira79@mail.ru

С раннего детства и до самой старости человек в той или иной мере связан с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). В статье представлены дидактические игры и упражнения для занятий в старшей группе.

Дидактическая игра «Считай по сигналу»

Задачи: Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Дети считают по сигналу: красный флажок – счет от 1 до 10, синий – от 10 до 1.

Дидактическая игра «Цифры перепутались»

Задачи: Учить детей выкладывать числа по порядку, выстраивая правильный числовой ряд.

Воспитатель: Перепутались все цифры, нужно выложить их по порядку от 1 до 10, чтобы числовой ряд был правильный.

Дидактическая игра «Фрукты»

Задачи: Составлять множество из разных предметов; выделять из множества один предмет.

Дети по одному приносят в корзину 6 фруктов. Потом разбивают множество на части (разделить между двумя детьми). Сравнивают части множества на основе счета, определяют равенство.

Дидактическая игра «День рождения Мальвины»

Задачи: Упражнять детей в количественном счете по заданному числу, в сравнении множеств на основе счета и соотнесении предметов, уточнить знание понятий «больше», «меньше», «поровну». Упражнять детей в умении увеличивать множество на 1, уменьшать, сравнивать, работать с моделями-заместителями.

Оборудование: карточки с двумя полосками, пеналы с геометрическими фигурами на каждого ребенка.

Детям предлагается помочь Мальвине приготовить нужное количество тарелок. Сначала нужно представить, что гости – это прямоугольники, тарелки – кружки. Дети выкладывают на верхнюю полоску карточки 6 прямоугольников (количество гостей, на нижнюю полоску воспитатель предлагает выложить «столько же» кружков. Уточняется понятие «столько же». Дальше воспитатель предлагает детям подумать, как можно сделать так, чтобы посуды (кружков) было меньше? (убрать один кружок или добавить прямоугольник). Дети объясняют свои действия, уточняют понятия «больше», «меньше».

Дидактическое упражнение «Выложи столько же предметов»

Задачи: Отсчитывать определенное количество предметов по памяти, упражнять в счете.

Оборудование: карточки с двумя полосками, пеналы с геометрическими фигурами на каждого ребенка, карточки с кружками.

Воспитатель показывает карточку, на которой нарисовано 6 кружков. Дети считают кружки. Карточка убирается, а дети по памяти выкладывают столько же кружков на своих полосках. Можно вместо карточки с кружками показать цифру.

Дидактическое упражнение «Соедини цифры по порядку»

Задачи: Учить детей соединять по порядку цифры от 1 до 10. Закреплять счет, знание детьми числового ряда. Упражнять в рисовании по клеткам.

Дети соединяют линиями точки с цифрами от 1 до 10. В результате получаются рисунки: домик, лесенка, ключ, звезда.

Дидактическая игра «Друг за другом, становись!»

Задачи: Упражнять детей в порядковом счете.

Мальчики строятся друг за другом, а девочки считают их по порядку.

 

Дидактическая игра «Высокий – низкий»

Задачи: Упражнять детей в сравнении по высоте.

Построить по росту 5–6 детей. Рассказать, кто самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий.

Дидактическое упражнение «Домики для поросят»

Задачи: Разделить геометрические фигуры на группы по заданному признаку (цвет, форма, величина, и объяснить, почему.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы геометрические фигуры? Какие здесь фигуры? К нам обратились за помощью три поросенка. Вы помните, как Наф-Наф и его братья решили строить себе домики? Так вот, они решили построить домики из геометрических фигур. Только они хотят, чтобы домики были построены из одинаковых фигур. Поможем разделить фигуры на 3 группы по каким-либо признакам?

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Задачи: Закреплять знание геометрических фигур, развивать память, наблюдательность.

Воспитатель показывает 2–3 геометрические фигуры. Дети должны по памяти выложить такие же фигуры и назвать их.

Дидактическая игра «Сложи квадрат»

Задачи: Учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания. Упражнять в штриховке.

Дети складывают квадрат так, чтобы получилось два треугольника, два прямоугольника, 4 квадрата, заштриховывают одну из получившихся фигур.

Дидактическая игра «Собрались все дети в круг»

Задачи: Учить детей определять свое местонахождение среди окружающих людей (справа, слева, между).

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Таня, между кем ты стоишь? Кто слева от тебя? Кто справа?

Логические задачи

  1. Нашла бабушка Федора в лесу 3 тарелки, 2 чашки и 2 самовара. Сколько всего предметов посуды она нашла?
  2. Пришли к Айболиту 4 бегемотика и 3 страуса. Сколько всего животных пришло к доктору?
  3. Взял дедушка корзинку и пошел за грибами. Нашел он 5 рыжиков и 2 подберезовика. Сколько корзинок было у дедушки?
  4. На яблоне выросло 3 яблока и 3 груши. Сколько всего фруктов выросло на яблоне?

Задачи-шутки

1. У мышки два ушка.

Сколько ушей у двух мышей?

 

2. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенят?)

 

3. На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

 

4. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.