ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Республика Тыва голосует за инновационные технологии в дошкольном образовании

Аннотация

В Республике Тыва произошло знаковое событие для системы дошкольного образования: на базе детского сада №1 г. Кызыла «Золотой ключик», являющегося инновационной проектной площадкой Международной педагогиче­ской академии дошкольного образования (МПАДО), открыт Республиканский ресурсный центр. 

Полный текст

В Республике Тыва произошло знаковое событие для системы дошкольного образования: на базе детского сада №1 г. Кызыла «Золотой ключик», являющегося инновационной проектной площадкой Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), открыт Республиканский ресурсный центр. 

СТАТФАКТ

  • На территории Республики Тыва – 228 дошкольных образовательных организаций, в том числе 179 муниципальных (1 дошкольная группа при ОО), 36 структурных подразделений и 13 частных ДОО.
  • Детские сады посещают 26733 воспитанников. 
  • Более 20 детских садов имеют статус федеральных инновационных площадок по разным направлениям, 12 из них курирует Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).

Министерство образования Республики Тыва активно поддерживает деятельность инновационных проектных площадок МПАДО в своем регионе.


Региональный куратор инновационных площадок специалист отдела общего образования У.П. Допул ответила на вопросы электронного журнала «Современное дошкольное образование: теория и практика».

– Урана Павловна, в 2022 году в Республике Тыва активно создаются и развиваются инновационные площадки. Скажите, пожалуйста, это инициатива Министерства образования или самих детских садов?

– Полагаю, что это совместный процесс. Наши педагоги и воспитатели инициируют сами и активно подхватывают интересные педагогические идеи, а министерство прикладывает усилия для укрепления единого образовательного пространства, тиражирования успешного опыта, расширения границ профессионального общения. Знаковым в этом отношении для нас стал апрель 2021 года, когда нашу республику посетили федеральные эксперты и представители федеральных ведомств по направлениям: дошкольное образование, общее образование и специальное образование.

В составе экспертов была проректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), к.п.н. Ольга Евгеньевна Веннецкая, которая рассказала о работе инновационных проектных площадок МПАДО и предложила организовать такую площадку в одном из детских садов г. Кызыла. В результате, согласно решению педагогического совета МПАДО от 22 июня 2021 г., муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад №1 «Золотой ключик» города Кызыла присвоен статус «Инновационная проектная площадка Международной педагогической академии дошкольного образования».

– Сколько сейчас  инновационных площадок на базе детских садов в республике?

– У нас 228 детских садов, и сегодня уже более 20 успешно работают в формате федеральных инновационных площадок по разным направлениям, причем интерес ДОО к такому инновационному подходу в организации своей деятельности постоянно растет. Это происходит во многом благодаря нашему конструктивному сотрудничеству с Международной педагогической академией дошкольного образования. Всего через год после начала работы первой площадки МПАДО еще одиннадцати детским садам Республики Тыва по итогам оценки экспертной комиссии года был присвоен статус «Инновационная проектная площадка Международной педагогической Академии дошкольного образования», и это радует.

– Какие еще проекты успешно реализуются в республиканской системе дошкольного образования?

– Мы отмечаем активность наших детских садов, которые с удовольствием и интересом откликаются на различные предложения по участию в федеральных проектах. Так, например, в реестр опорных дошкольных образовательных организаций республики по апробации и использованию примерной парциальной программы Банка России «Финансовая грамотность» определены 7 детских садов.

Также в текущем учебном году пять ДОО: детский сад №17 «Салгал» г. Кызыла, детский сад комбинированного вида №4 «Челээш» г. Шагонара; детский сад «Сказка» г. Ак-Довурака в 2022 году, а в 2023 году детский сад №17 «Салгал» и детский сад №37 г.Кызыла стали победителями конкурсного отбора на предоставление грантов из федерального бюджета национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

На основании Приказа ФГУ ФНЦ НИИСИРАН Минобрнауки России №П-278 от 30.12.2022 г. детскому саду №15 «Страна детства» г. Кызыла присвоен статус сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир». 

Кроме того, с 2017 года в республике во всех детских садах реализуется ведомственный проект Министерства образования Республики Тыва «Хуреш – в детские сады». Целью проекта является развитие массового спорта, в частности, через охват дополнительным образованием мальчиков в возрасте от 4 до 7 лет за счет освоения ими тувинской национальной борьбы хуреш с помощью объединения усилий детского сада и семьи. За все время реализации проекта выданы борцовские маты всем 19 муниципальным образованиям республики.

В Тыве много внимания уделяется сохранению национальных традиций и народной культуры. В рамках проекта «Тувинский язык – детям» ГБНУ Министерства образования РТ «Институт развития национальной школы» разработана Примерная образовательная программа по развитию родной (тувинской) речи в дошкольных образовательных учреждениях Республики Тыва «Төрээн Тывам / Моя родная Тува». Данная программа внедрена во все дошкольные образовательные учреждения республики, занятия по развитию родной (тувинской) речи ведутся два раза в неделю на основании заявлений от родителей.

– Уважаемая Урана Павловна, позвольте поздравить в вашем лице всю систему дошкольного образования Республики Тыва с такими прекрасными успехами и динамичным развитием, а вас лично с назначением куратором только что созданного республиканского Ресурсного центра по дошкольному образованию. Чего вы ожидаете от этой структуры, как восприняли это событие педагоги и воспитатели, какие мероприятия намечены на 2023 год?

– Я считаю, что это прежде всего результат совместной работы педагогов ДОО республики и МПАДО. Выражаем огромную благодарность за поддержку и профессионализм педагогическому коллективу академии, научному руководителю инновационных проектных площадок доктору психологических наук, профессору, ректору Международной педагогической академии дошкольного образования Николаю Евгеньевичу Вераксе. Нас очень воодушевляет такое сотрудничество. Больше того, уже принято решение о том, что в Тыве будут функционировать два республиканских ресурсных центра инновационных проектных площадок МПАДО: 

  • на базе МАДОУ детский сад № 1 «Золотой ключик», г. Кызыл;
  • на базе МАДОУ детский сад «Хээлер» Дзун-Хемчикского кожууна, г. Чадан.

На основании приказа Министерства образования Республики Тыва я назначена куратором Республиканских ресурсных центров инновационных проектных площадок. Работа ответственная, важная для профессионального роста педагогов. В реализации наших инновационных проектов я опираюсь на большой профессиональный опыт, накопленный за 30 лет педагогического стажа в системе дошкольного образования, а также на стремление получать новые знания. На данном этапе мы очень высоко оцениваем качество профессионального взаимодействия с нашими партнерами: за каждым детским садом закреплен куратор от МПАДО. Главное – всё, что сейчас делается, востребовано нашими педагогами. Они счастливы, что в республике так много детских садов, которые имеют статус федеральных инновационных площадок.

– По вашему экспертному мнению, на каком этапе возникает потребность системы в создании такого центра и в чем вы видите составляющие успешной и деятельной работы в этом направлении?

– Когда происходит накопление успешного опыта инновационных проектных площадок и создается целая библиотека новых апробированных технологий и практик, то возникает потребность в систематизации и тиражировании этого ценного педагогического контента, ведь лучший опыт должен быть доступен всем. Министерство образования Республики Тыва не только полностью поддержало инициативу создания республиканского ресурсного центра, но и внесло предложение не ограничиваться входящими в состав центра двенадцатью дошкольными образовательными организациями; в планах – подтянуть и другие детские сады республики. В такой целенаправленной поэтапной деятельности видим составляющие успешной и конструктивной работы в этом направлении. 

В сообщество инновационных проектных площадок МПАДО (ИПП МПАДО) объединились педагоги-единомышленники из разных регионов России, и мы видим в этом процессе большие перспективы для плодотворного общения, обмена идеями и в целом развития системы дошкольного образования. 

Много полезной информации мы получили в ходе первого установочного вебинара МПАДО, будем с удовольствием еще учиться у коллег. В своих республиканских ресурсных центрах тоже планируем организовывать всевозможные формы коммуникации с педагогами и воспитателями.

СПРАВКА

Инновационные площадки МПАДО в Республики Тыва

  • МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» (г. Кызыл)
  • МБДОУ «Детский сад №1» (г. Туран)
  • МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 2 «Улыбка» (г.Кызыл).
  • МАДОУ «Детский сад № 25» (г. Кызыл).
  • МБДОУ «Детский сад №30» (г. Кызыл).
  • МАДОУ «Детский сад № 40» (г. Кызыл).
  • МБДОУ детский сад «Сайзанак» (с. Суг-Аксы Сут-Хольского района).
  • МБДОУ детский сад «Сайзанак» (с. Шекпээр Барун-Хемчикского района).
  • МБДОУ детский сад «Салгал» (с. Барлык Барун-Хемчикского района).
  • МБДОУ детский сад «Сибирячок» (с. Сизим Каа-Хемского района).
  • МАДОУ детский сад «Хээлер» (г. Чадан).
  • МБДОУ детский сад «Чечена» (г. Чадан).

– Есть ли какие-то планы по совместному с МПАДО формированию контента для всей системы дошкольного образования?

– Педагогические коллективы тувинских детских садов совместно с научными работниками МПАДО будут участвовать в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, в апробации новых образовательных технологий. Педагоги сообщества ИПП МПАДО будут участвовать во всевозможных формах коммуникации: семинарах, конференциях, конкурсах, фестивалях, телеконференциях и др., которые позволяют делиться опытом, представлять лучшие практики в новом информационном пространстве. Важным для нас являются результаты апробации инновационных технологий и связанные с ней изменения образовательного процесса в ДОО, который переходит на качественно новый уровень, что важно для обеспечения пространства детской реализации, содействуют ее внедрению в образовательное пространство дошкольных учреждений.

– Спасибо за подробный рассказ об успешном, динамичном опыте сотрудничества и интересных ракурсах его развития. Убеждены, что ваш опыт будет интересен и полезен коллегам из других регионов России.

Беседу вела Анна Еланская

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.