ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Волкова Т.В. Сохранение и передача культурно-исторических и социально значимых ценностей через формирование социокультурной, инклюзивной образовательной среды

Аннотация

Статья рассматривает задачи сохранения и передачи культурно-исторических и социально значимых ценностей для подрастающего поколения через формирование социокультурных и социально-инклюзивных принципов образовательной среды образовательной организации. Приводится обзор приоритетов и ключевых ориентиров развития национальной политики России в области образования и сохранения культуры. В статье приводится опыт работы ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» как пример успешно созданного социокультурного образовательной среды с учетом внедрения культурно-исторической и социально-инклюзивной составляющей в образовательный процесс, реализуемый c соблюдением принципов толерантности, социальной инклюзии и поликультурности, как на дошкольном, так и на школьном уровнях образования. Дано описание инклюзивной составляющей образовательной среды образовательного комплекса, в состав которого включены структурные подразделения для детей с нарушениями слуха и для детей с нарушениями зрения. Приведена практика сохранения культурно-исторической памяти и популяризации культурного многообразия страны через культурно — образовательные мероприятия. Описаны примеры социально значимых и социокультурных мероприятий с активным привлечением детей дошкольного и школьного образовательных уровней (как нейротипичных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями), реализуемых в соответствии с приоритетными направлениями национальной политики Российской Федерации.

Список литературы
  1. Бекбулатова А.М. Поликультурная компетентность педагога в образовательной среде // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2017 URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017033267
  2. Волкова Т.В. Социальная инклюзия и система психологической помощи: опыт разных стран. — М.: ТЦ Сфера, 2024. ISBN: 9785994933176
  3. Волкова Т.В. Мир без границ: межкультурная компетентность воспитателя как залог развития образовательного пространства ДОО // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2020. — № 16. https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-volkova-mir-bez-granic-mezhkulturnaya-kompetentnost-vospitatelya-kak-zalog-razvitiya-obrazovatelnogo-prostranstva-doo.html\
  4. Волкова Т.В. Образовательная стажировка «Организация современной образовательной среды. Опыт системы дошкольного образования г. Москвы» // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. — 2019. — №10. https://sdo-practice.ru/journalpril/obrazovatelnaya-stazhirovka-organizaciya-sovremennoj-obrazovatelnoj-sredy-opyt-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya-g-moskvy.html
  5. Волкова Т.В., Калабушкина С.В. Учёт особенностей развития детей-билингвов и социально-инклюзивный подход в профессиональной деятельности педагога // Современное дошкольное образование. Теория и практика. Электронный журнал. — 2022. — № 6. — С. 2–11. https://sdo-practice.ru/journalpril/volkova-tv-kalabushkina-sv-uchyot-osobennostej-razvitiya-detej-bilingvov-i-socialno-inklyuzivnyj-podhod-v-professionalnoj-deyatelnosti-pedagoga.html
  6. Волкова Т.В., Топаж Н. Поликультурное образование на современном этапе развития инклюзивного общества. Опыт России и Германии // Современное дошкольное образование. — 2020. — № 5(101). — С. 32–48. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10083
  7. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Правительство России. 2023. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf
  8. Конституция Российской Федерации http://duma.gov.ru/legislative/documents/constitution/
  9. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / изд. 2-е, доп. М.: Дет. лит., 1988. 412 с.
  10. Макажанова, Ж. М. Поликультурность в современном образовании, или чем отличается поликультурность от мультикультурализма // Непрерывное образование: XXI век. — 2018. — Вып. 3 (23). − DOI: 10.15393/j5.art.2018.4070
  11. Марина Соловьева: проблемы школы нельзя замалчивать. ТАСС. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://tass.ru/interviews/3791721
  12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 21.02.2021. 277 языков и диалектов используют народы России. https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/29672/
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. N 996-р) https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/rp_rf_996_29_05_2015_r15.pdf
  14. Сидоренко Л.Ю. Актуализация культурно-исторической памяти: тенденции и формы // Вестник ТвГУ. Серия "ФИЛОСОФИЯ". 2018. № 1. С. 27–33 https://eprints.tversu.ru/id/eprint/7955/1/Вестник%20ТвГУ.%20Серия%20Философия.%202018.%201.%20С.%2027-33.pdf
  15. Соловьева: в школу надо идти не к "Мариванне", а в социум. РИА НОВОСТИ. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://sn.ria.ru/20170419/1492557881.html
  16. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России // Вестник НВГУ 2015. — 2 С.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512
  18. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 Об утверждении Основ государственной культурной политики http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208
  19. Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703 "О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666". http://www.kremlin.ru/acts/bank/43843
  20. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
  21. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

образовательная среда, инклюзия, социальная инклюзия, толерантность, культурно-историческая память, духовно-нравственные и культурные ценности, многонациональное государство, поликультурное образование, поликультурная грамотность педагога, культурное разнообразие, социально значимые мероприятия, национальная политика, традиции