ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

Юрина Е.В., Амбарцумян Е.С., Хитрова Ю.Е. Координационная лестница в коррекционной работе учителя-логопеда

Полный текст

Юрина Елена Викторовна, Амбарцумян Евгения Сергеевна, Хитрова Юлия Евгеньевна, учителя-логопеды, МАДОУ №369 «Калейдоскоп», г. Новосибирск

Статья посвящена описанию коррекционной работы с использованием нейротренажера – координационная лестница. Применение в работе этого тренажера повышает мотивацию детей к занятию, позволяет эффективно реализовывать поставленные задачи по развитию темпо-ритмической стороны речи, пространственной координации для успешного речевого развития ребенка.

Ключевые слова: координационная лестница, автоматизация, нейротренажер, дифференциация, связная речь.

В последние годы резко выросло число детей с нарушениями речевого развития. И если несколько лет назад основными речевыми проблемами были трудности звукопроизношения, то на данный момент все чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, причиной которых является дизонтегенез различного вида.

Работая с детьми, имеющими сложные дефекты в развитии, невозможно опираться только на традиционные методы коррекционно-логопедической работы, так как дети данной категории имеют не только речевые дефекты, но и нарушения функционирования высших психических функций. Для того чтобы организовать результативную коррекционную работу, мы применяем в своей практике нейротренажеры. Одним из таких нейротренажеров является координационная лестница.

Координационная лестница – это один из распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Она благотворно влияет на развитие памяти, внимания, способствует быстрому переключению с одного движения на другое. Координационную лестницу мы применяем в своей работе для развития чувства ритма, координации тела, ориентации ребенка в пространстве и умении сочетать речь с движением. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует усовершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

В своей коррекционной работе координационную лестницу применяем на этапе автоматизации, дифференциации звуков и развитии связной речи, отрабатываем на ней грамматические категории. Чаще всего используем знакомые движения в самостоятельной деятельности: прыжки и ходьба. Совмещая речь с движениями, у ребенка лучше закрепляется речевой материал и автоматизируются поставленные звуки.

Основное правило по использованию координационной лестницы – это то, что ее следует размещать так, чтобы обеспечить свободное пространство со всех сторон.

Пример игры, которую мы используем в своей работе: «Посчитай-ка».

Данное упражнение направлено на автоматизацию поставленного звука в словах или на дифференциацию звуков; также в этом задании отрабатывается умение ребенка согласовывать числительные с существительными. Картинки подбираются в зависимости от того, в какой позиции отрабатывается поставленный звук: в начале слова, в середине, в стечение, любая позиция в слове. Такую же игру можно проводить и на дифференциацию звуков, подобрав картинки со смешиваемыми в речи ребенка звуками. Взрослый раскладывает с обеих сторон координационной лестницы картинки: с левой стороны лестницы – цифры по порядку (от 1 до 5), с правой стороны – предметные картинки с автоматизированным звуком (например, палка, лопата, колодец, стул, молоток). Ребенок, стоя лицом к лестнице, прыгает двумя ногами в каждый сектор, и произносит то сочетание, картинок, которое расположено в данном отрезке лестницы, согласовывая числительное с существительным (например, один стул, два колодца, три палки, четыре молотка, пять лопат) и контролируя поставленный звук.

Мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе усвоения материала. Чтобы повысить интерес детей к логопедической деятельности, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Одним из таких приемов и является координационная лестница.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.