ISSN 2306-6911
 
Размещается в научной электронной
библиотеке elibrary.ru (РИНЦ)

К 75-летию Победы: Дистанционный формат проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию и художественно-эстетическому развитию по теме «Вечный огонь»

Дистанционный формат проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию и художественно-эстетическому развитию по теме «Вечный огонь», посвященных 75-летнему юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Мансарлийская Людмила Федоровна – старший методист ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова»

Волкова Татьяна Валерьевна – руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»

Сафонова Татьяна Анатольевна – воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова»

Демина Юлия Юрьевна – воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова»

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в области применения инновационных методик преподавания как в системе школьного, так и дошкольного образования. Данная современная технология позволяет сделать обучение более качественным и доступным по многим темам, благодаря использованию компьютера (как инструмента обучения), сети интернет (как образовательной среды) и помощи педагога, владеющего этими инструментами.

В 2020 году отмечается 75-я годовщина окончания Второй мировой войны и Победы над нацизмом. Президентом Российской Федерации 2020 год объявлен годом Памяти и Славы. В образовательных организацияхпроводятся мероприятия и занятия, приуроченные к 75-летнему юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Готовясь к занятиям, посвящённым Дню Победы, перед педагогом встаёт вопрос выбора формы, технологии проведения занятия и содержания разговора об этом событии с детьми каждой возрастной группы. Формы для раскрытия темы могут комбинироваться, но должны соответствовать возрастным особенностям детей и образовательным задачам. Приобщение к истории Великой Отечественной Войны должно проходить постепенно, в частности посредством введения культурного аспекта в отношении исторической памяти страны, например, через знакомство детей с мемориальными комплексами, как с символами памяти о павших воинах в Великой Отечественной Войне, что способствует воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, чувств сопереживания и уважения к подвигу защитников Отечества, павших воинах и ветеранах Великой Отечественной Войны.

К 75-летнему юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов педагоги дошкольных групп ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» подготовили два занятия в дистанционном режиме по теме «Вечный огонь» – первое в форме видеозанятия, второе – в формате онлайн-занятия.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением видеозанятий для детей старшего дошкольного возраста важно учитывать следующие принципы:

  1. В начале видео, перед непосредственной демонстрацией практического занятия с детьми педагогу необходимо дать детям лаконичную, понятную, грамотную инструкцию и чёткие рекомендации. Используя такой формат как видеозанятие, педагог не имеет возможности напрямую контактировать с детьми и должен учитывать тот факт, что невнятное объяснение может привести ребенка в замешательство и к трудностям, что может вызвать у ребенка отсутствие желания продолжать выполнение задания и к такому формату в целом.
  2. Интерес ребенка – один из важных показателей продуктивности занятия. Перед началом основной работы, необходимо сделать отступление и углубиться в материал выбранной педагогом темы. Помимо закадрового текста, до основного, практического этапа занятия, положительное влияние оказывает видеоряд. Визуализация чаще всего вызывает интерес. Это позволяет расширить познания ребенка, и побуждает к дальнейшему выполнению задания.
  3. Деление занятия на воображаемые блоки – введение; – отступление по теме; основная 1 и 2 часть; заключение. Между блоками можно сделать перерыв, тем самым снизив зрительную и интеллектуальную нагрузку. Видеозанятие можно выключить (на паузу), родители могут провести физкультминутки).
  4. Большой плюс для данного формата проведения занятия – отсутствие временных рамок. Формат занятия в видеозаписи позволяет приступить к занятию в любое удобное для детей время. Охват (количество) детей для участия в занятии не ограничено.
  5. Возможность вернуться «назад» в случае если ребёнок что-то пропустил или не понял с первого раза какую-либо инструкцию/информацию.
  6. Для каждого ребенка сложность выполнения работы в формате подачи материала педагогам посредством видеозанятия индивидуальна. Важно, чтобы в случае затруднений, дети могли обратиться за помощью к родителям. 

Преимущества видеозанятий для детей дошкольного возраста:

  1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка и возможностей каждой семьи.
  2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее смотреть занятие, какое время дня наиболее продуктивно для занятий.
  3. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей – как психологических, так и физических.
  4. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие компьютерной техники и доступа к интернету.

Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами, родители, могут задавать уточняющие вопросы в чате. Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы, помогает советами и рекомендациями в ходе выполнения детьми заданий. У педагога есть возможность видеть каждого ребенка, вербально поддерживать после каждого этапа работы. 

При организации образовательной деятельности в формате онлайн для детей старшего дошкольного возраста важно придерживаться следующих принципов:

  1. Использование удобной, оперативной онлайн-площадки с хорошим качеством трансляции и многообразием удобных функций.
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
  3. Положительный настрой ребенка на образовательную деятельность.
  4. Диалогическое общение педагога с детьми во время образовательного процесса.
  5. Органичное взаимодействие «Педагог – ребенок – родитель» в ходе реализации образовательной деятельности.
  6. Каждые 10 минут желательно делать динамическую паузу. Во время творческой деятельности в формате видео-встречи дети получают высокую нагрузку на органы восприятия. Динамические паузы могут быть сидячими, но должны содержать комплекс движений направленных на расслабление мышц шеи, спины, рук, зрительную гимнастику.

Организуя образовательную деятельность в дистанционном формате для детей старшего дошкольного возраста следует учитывает следующие факторы:

1. Ребенок участвует в деятельности исключительно по собственному желанию.

2. Количество воспитанников – не более 7–12 детей на одной онлайн-встрече.

3. Так же, как и образовательная деятельность в группе детского сада, онлайн-встреча должна быть четко регламентирована по времени (с учетом требований СанПиН 2.4.1. 3049-13). Следует учесть, что довольно длителен подготовительный этап работы.

4. Материал занятия должен быть близок детям. Желательно, чтобы в нем находили отражения интересы детей и формы работы, усвоенные на прошлых занятиях, еще актуальные в памяти ребенка. Не стоит в первое время просить детей выполнять какие-то абсолютно новые для них действия.

5. Родители воспитанников – лучшие помощники педагога и его «руки и глаза». Таким образом, в виртуальном формате создается единая образовательная среда (детский сад – семья).

6. Во время дистанционного формата проведения занятия педагог не только демонстрирует приемы и методы работы с материалами, но и прорабатывает каждый этап вместе с воспитанниками, демонстрируя, отслеживая и закрепляя материал.

Возможность вариативности подачи материала занятия по одинаковой теме, но различного по формату проведения помогает семье выбрать тот оптимальный вариант занятий, который удобен каждой конкретной семье, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, технических возможностей компьютеров и гаджетов, которые имеет семья, что создает благоприятный психологический климат как в общении педагога с семьей, так в восприятии ребенком занятия в дистанционном формате. 

Сценарии видеозанятий ГБОУ города Москвы «Школа № 1529 имени А.С. Грибоедова» читайте в нашей рубрике «Работаем дома»:

Сценарий онлайн-занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 5–7 лет. Тема: «Вечный огонь»

Сценарий видеозанятия по конструированию из бумаги с элементами оригами для детей 5–6 лет. Тема: «Вечный огонь»

Литература

1.        Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. -М.:ЦГЛ,2004.-256с.

2.        Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Оникс», 2019 – 120с.

3.        Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М. Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / ФГБНУ «ИВФ РАО», Москва – 2020

4.        Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Филиппова Т.А., Макарова Л.В. Педагогическая физиология: учебное пособие / под ред. М.М. Безруких. – М.: ФОРУМ, 2013.

5.        Бурда И.В., Улкина Т.В., Михина И.В. Опыт развития дистанционного обучения в образовательном процессе ДОУ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/17/opyt-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya-v

6.        Волкова Т.В. Учет психофизиологических закономерностей развития и санитарно-гигиенических требований к организации работы детей за компьютером в условиях новой образовательной ситуации // Практическое приложение к журналу "Современное дошкольное образование». – 2020 – №7 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-volkova-uchet-psihofiziologicheskih-zakonomernostej-razvitiya-i-sanitarno-gigienicheskih-trebovanij-k-organizacii-raboty-detej-za-kompyuterom-v-usloviyah-novoj-obrazovatelnoj-situacii.html

7.        Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий // "Современное дошкольное образование». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/news/rabotaem/716-sidimdoma01-11.html

8.        Казаков А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне\ А.П.Казаков, Т.А. Шорыгина.– М.: Издательство ГНОМ, 2011.– 48с

9.        Конкевич С. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). Учебно-наглядное пособие; Выпуск 1 – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2018 – 16 с.

10.      Леонова Л.А. Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 16 с. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет)

11.      Мансарлийская Л.Ф., Бирюкова Е.А. Онлайн-занятие с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию // Практическое приложение к журналу "Современное дошкольное образование». – 2020 – №8 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/lf-mansarlijskaya-ea-biryukova-onlajn-zanyatie-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu.html

12.      Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие / Авт.сост.Ю.Е.Антонов.– М.:АРКТИ,2010.– 120с.

13.      Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

14.      Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования. Виртуальный методический кабинет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pedkabinet.ru/load/metodicheskie_rekomendacii/planirovanie_raboty_s_detmi/rekomendacii_po_organizacii_v_detskom_sadu_distancionnogo_obrazovanija/12-1-0-655

15.      СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” Постановление от 15 мая 2013 года N 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года) http://docs.cntd.ru/document/499023522

16.      Федина Н. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ – М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. – №10. – С. 3-14.

17.      Чернышова О.В. Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы. Требований к педагогическому стажу и категории педагогов ДОО не предъявляется. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://2019.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/aprel/no-5099-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-prakticheskie-sovety/